Левая идея или, точнее, левая система ценностей, наряду с консерватизмом и либерализмом - один из трех основных элементов общественного сознания. О ней написано бесчисленное множество научных, политических и публицистических трактатов, то поднимающих ее до заоблачных высот, то предающих анафеме, как источник бед, обрушившихся на человечество. Поэтому у многих, даже непредвзятых читателей может создаться впечатление, что о ней уже все сказано и что возвращение к этой теме неизбежно обернется пережевыванием давно известного.
Между тем, в трактовке сущности левой системы ценностей, ее динамики, прошлого и настоящего, а, следовательно, будущего, все еще сохранилось множество белых пятен, заслуживающих аналитического осмысления. Его стимулируют как чисто теоретические, так и насущные практические соображения. Изложенное ниже представляет собой попытку разобраться с несколькими исторически обусловленными проблемами: с источниками жизнестойкости левой системы ценностей, с причинами ее внутренней неоднородности, оборачивающейся перманентными противоречиями и столкновениями в приверженной ей общности, с ее установками и поиском в их рамках новых ответов на вопросы, которые ставит современное общественно-политическое развитие.
ИСТОКИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛЕВОЙ ИДЕИ
История левой ценностной системы знает немало потрясений и крутых поворотов. Неоднократно после очередных неудач она провозглашалась нежизненной, устаревшей, а то и преступной.
Не углубляясь в далекое прошлое, достаточно вспомнить в этой связи ту антилевую истерию, которая поразила цивилизованную Европу в начале 70-х годов XIX в., после разгрома Парижской Коммуны1. Лишь очень немногие мыслители того времени пытались спокойно и неангажированно разобраться в ее причинах, недолгой истории, поисках, находках и ошибках. Доминировали же совсем иные стремления. На общественное сознание были обрушены потоки того, что именуют ныне "черным пиаром"2. Крупицы правды о том, что в действительности происхо ...
Читать далее