Конец XV - начало XVI в. в идейной жизни России характеризуются бурным подъемом общественной мысли, связанным с теми политическими и социально-экономическими сдвигами, которыми сопровождалось создание Русского централизованного государства. Объединение русских земель, возрастание авторитета страны на международной арене, изменение соотношения сил внутри класса феодалов и обострение их борьбы за землю и рабочие руки, протест трудящихся против усиления феодального гнета - все эти явления находили отражение в общественно-политических идеях. В центре общественной мысли в то время стояли три вопроса: о власти московских государей и роли Москвы; о вотчинных правах монастырей, вокруг которых разгорелась полемика иосифлян и нестяжателей; о еретических учениях, распространившихся в крупнейших центрах Русского государства.
До середины XIX в. русская историография проявляла мало внимания к общественной мысли и идеологическим движениям средневековой Руси: историков интересовали в первую очередь политические события и явления. Вопрос же об общественных движениях и идеологической борьбе конца XV - начала XVI в. был поставлен "в русской научной литературе в 60-х годах XIX в. - в период отмены крепостного права и проведения буржуазных реформ, когда и появились специальные труды историков и литературоведов об отдельных явлениях и памятниках общественной мысли интересующего нас времени. Больше всего привлекли внимание исследователей политические теории Русского государства и особенно идеология
стр. 104
самодержавия, выразившаяся, по мнению исследователей, наиболее полно, с одной стороны, в теории "Москва - третий Рим", с другой - в иосифлянском учении о теократическом абсолютизме1 . В конце XIX - начале XX в. были обнаружены, опубликованы и изучались многие памятники общественной мысли средневековой Руси. Разработка вопроса о нестяжательстве и иосифлянстве в работах литературоведов2 вызвала к жизни ставшее традиционным для дореволюционной историографии представление о нестяжател ...
Читать далее