Католическая церковь традиционно обладала в Германии весьма сильными позициями, принимала активное участие в политической жизни. В годы Веймарской республики она служила верной опорой крупной буржуазной партии Центра. Руководящая роль церковных элементов в ней особенно выявилась со времени ее съезда, состоявшегося в декабре 1928 г., когда во главе партии стал реакционер священник Л. Каас. В период избирательных кампаний партия Центра пользовалась активной помощью духовенства. Однако этот союз оказался непрочным. После прихода Гитлера к власти церковное руководство очень скоро отказалось от своей партии и перешло к поддержке фашизма.
В этой связи представляет интерес отношение католической церкви к фашизму, ставшему в начале 30-х годов влиятельнейшей силой в политической жизни Германии. Исследование этого вопроса позволяет более полно осветить обстоятельства прихода нацистов к власти. Важность изучения данной проблемы обусловливается и задачами критики буржуазных концепций, преувеличивающих "сопротивление" католицизма фашизму, стремящихся снять вину с католической иерархии за поддержку нацистской диктатуры. В марксистской историографии этому сюжету не уделялось должного внимания, он рассматривался в самом общем виде в работах по истории, политике и идеологии Ватикана1 . Не получили освещения и такие вопросы, как церковная политика НСДАП и заключение имперского конкордата (договора) между Ватиканом и третьим рейхом в 1933 году.
Цель настоящей статьи - проследить эволюцию взглядов католического епископата по отношению к фашизму, выяснить ее главные причины, показать церковную политику НСДАП и фашистской диктатуры.
Официально германский епископат впервые высказался о национал-социализме осенью 1930 г., когда в результате выборов 14 сентября в рейхстаг НСДАП одержала крупную победу. Еще во время ежегодной конференции епископов в Фульде в августе того же года руководство католической церкви обошло молчанием вопрос о фашистском "движении", не считая его серьезным полити ...
Читать далее