Любимое время года С. А. Клычкова (1889 - 1937) - осень. В его поэтике она представлена богатым набором изобразительных приемов и образов, яркими и свежими метафорами, эпитетами, сравнениями.
Мотив разноцветья листьев, пестроты осенней природы ассоциируется у Клычкова с образами праздника, пира: "Лес за селом отряхает парчовую одежду, как будто кончился пир и веселье, теперь пора на покой до нового вешнего звону"; с темой смерти и погребального покрова: "сейчас лежит Пелагея Прокофьевна на опушке чертухинской рощи в золотом осеннем покрове, более пышном, цветистом и ярком, чем тот, которым попы покрывают мертвеца, пронося его по селу на кладбище". Богатство осенних красок ассоциируется с народным русским костюмом: "расшито-зеленые, кисейно-туманные уборы деревьев"; "тонкие-тонкие шали по взгорьям", заря "красная-раскрасная,.. словно сушится красный Василисин сарафан"; "бисерные звездочки с кики"; "ветка, похожая на шитый рукав от рубашки".
стр. 25
Разноцветье полей сравнивается с шалями: "Ах, боже мой, боже, какая прекрасная, светлая наша страна! Какие по взгорьям ее, по полям и овражкам раскинуты тонкие шали, с каким нежнейшим и замысловатым рисунком"; с разрисованным холстом: "словно большие холсты с торопливым рисунком углем раскинулись поля и поляны".
Убранный лен, один из повторяющихся мотивов у Клычкова, уподобляется то окладу иконы, то сам служит сравнением, с помощью которого описывается рассвет: "лен лежит, словно иконный оклад, возле реки"; "в окнах, будто развесили трепаный лен, сбелело".
Несколько раз появляется сравнение осеннего леса с храмом, церковью: "тихо... в лесу, как в церкви, на ключ запертой"; "идет он по лесу, как по церкви жених в ожидании приезда невесты".
Характерен именно для Клычкова мотив колеса: "еще с утра завязнет по самые ступки последнее низкое колесо радуги и так и провиснет за дождевой дерюжкой"; "ветер, согнавши опавшие листья к дороге, крутит и вертит их и загибает в листвяные колеса и катит за колесом колесо").
Важнейший прием ...
Читать далее