ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (XVI-XVII вв.)*
Академик [Л. В. Черепнин], Член-корреспондент АН СССР В. Т. Пашуто
Образование европейских централизованных государств - проблема большого научного значения. Ее исследование содействует раскрытию как закономерностей всеобщей истории, так и особенностей, присущих отдельным странам. Здесь много может дать сравнительно-историческая методика, основанная на марксистском учении об общественных формациях. Типология не самоцель, а средство познания объективных законов движения и смены формаций. "Типы" же исторического развития не отвлеченная абстракция, а социологическое обобщение, помогающее пониманию многообразия и сложности исторической действительности. Применение сравнительного метода продуктивно, когда сопоставляются явления одновременные, но находящиеся на разных уровнях развития или происходившие в разное время, но переживавшие сходную стадию.
Централизованные государства возникают на стадии развитого и позднего феодализма. Понятие "централизованное" предполагает наличие единой верховной власти, устанавливающей на принадлежащей ей государственной территории единый административный, подлежащий контролю со стороны центра аппарат, одни законы, общие вооруженные силы и т. д. Конечно, "единство" отнюдь не означает "единообразие", а тем более "внеклассовость". Особенности территориальные, национальные, сословные сохраняются, но входят в общегосударственную систему, охраняющую интересы господствующего класса1 .
Образование централизованных государств подготовлялось развитием экономических связей, преодолевающим присущий средневековью партикуляризм. Но эти связи еще не достигли уровня экономической консолидации капиталистического типа. Поэтому и государственная консолидация носила незавершенный, относительный характер2 . Централизованные государства отличались по своей структуре от раннефеодальных; те возникали на заре феодализма и представляли собой неустойчивое единс ...
Читать далее