Строительство торговых кораблей на отечественных верфях - событие далеко не рядовое в русской истории XVIII столетия. Оно было тесно связано с выходом России на мировой рынок, являясь показателем развития ее экономики. Между тем эта проблема не стала еще предметом специального изучения. В исторической литературе большое внимание уделялось выяснению роли Петра I в создании российского торгового флота в связи с его приездами в Архангельск в конце XVII - начале XVIII в.1 и началу предпринимательской деятельности первых "партикулярных" кораблестроителей России братьев Бажениных2 . Отдельные факты о кораблестроении в рассматриваемое время содержатся в исследованиях по истории внешней торговли3 . В целом же проблема отечественного судостроения изучена неравномерно: история торгового кораблестроения в Архангельске освещена лучше, чем в Петербурге, а петровской эпохе уделено значительно больше внимания, чем последующему времени. Не претендуя на всесторонний анализ проблемы, автор данной статьи ставит задачу дать общую характеристику отечественного кораблестроения до середины XVIII столетия, раскрыть предпосылки появления этого нового для России вида производства в конце XVII в., показать становление и развитие его в последующий период на севере и северо-западе страны - на Белом и Балтийском морях.
В литературе преобладает мнение о том, что до XVII в. в России не возникало даже мысли о строительстве кораблей для организации самостоятельной торговли с европейскими странами. Так, П. П. Мельгунов писал, что русское судоходство было неразвито и ограничивалось прибрежным плаванием, обеспечивая прежде всего рыболовный и звериный промыслы, а "в народе и правительстве тогда еще не могло
1 Статей, брошюр и монографий о приездах Петра I в Архангельск насчитывается немало. Первое сочинение на эту тему относится к XVIII в.: "О высочайших пришествиях... Петра Алексеевича из царствующего града Москвы на Двину к Архангельскому городу" (М. 1783), а последнее вышло в свет несколько лет н ...
Читать далее