В настоящее время классовая структура восточнославянского общества времен античности и начала средневековья как первобытного общества не вызывает споров среди большинства советских специалистов. Это же большинство признает, что последующее развитие восточного славянства в конце I тыс. н. э. шло по пути становления феодального общества. Но разработке данной проблемы долгое время мешали рассуждения о дофеодальном периоде, который рассматривался некоторыми историками как длительный процесс перехода древних славян от первобытности к феодализму, не укладывающийся в рамки какой-то социально-экономической формации. Ниже пойдет речь именно об этой стороне проблемы, поскольку другие ее аспекты уже были затронуты в дискуссии, начатой статьею М. Б. Свердлова (Вопросы истории, 1985, N 11). Поэтому и аргументы относительно того, когда начался на Руси феодализм, будут приводиться здесь только те, которые связаны с проблемой дофеодального периода, не касаясь огромной массы доказательств иного рода.
Впервые о дофеодальном периоде стал писать до социалистической революции в России Н. А. Рожков. В те годы он работал над трудом "Русская история в сравнительно-историческом освещении". Рожков не производил самостоятельного исследования первоисточников, так что многие аспекты прошлого, затронутые в его труде, и соответствующие выводы не подкреплялись фактическим материалом. После социалистической революции этот труд Рожкова был опубликован в 12-ти томах (Пг. - М. 1918 - 1926), однако он не смог удовлетворить многих советских историков, стремившихся понять социально-экономическое развитие Руси в свете марксистско-ленинского учения. Другие специалисты, тоже переходившие на позиции марксизма- ленинизма, напротив, использовали мысль Рожкова о дофеодальном периоде, но не вне формаций, а в рамках определенной формации.
С. В. Юшков находил в восточнославянском обществе дофеодального периода три социально-экономических уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный; с течением врем ...
Читать далее