Член-корреспондент АН СССР И. Д. Ковальченко
Видное место в обществознании всегда занимала историческая наука. Значимость исторического знания особенно возрастает сейчас, когда советское общество вступило в качественно новую фазу своего развития, которая характеризуется интенсификацией всех сфер общественной жизни, начиная с экономики и кончая идеологией и ускорением социально-экономического развития. С ростом культурного уровня и духовных потребностей всех слоев нашего общества, как и с развитием общественных (гуманитарных) наук все большее значение приобретает исторический подход к решению проблем современности. Многие из них могут быть успешно решены экономистами, социологами, политологами, демографами и другими специалистами лишь на основе исторического анализа. Все это, естественно, повышает требования к исторической науке.
Важнейшим путем достижения более высокого качества и эффективности исторических исследований является совершенствование их теоретико- методологических основ. Круг связанных с этим проблем весьма широк. Одной из них является вопрос о месте исторической науки в системе общественных наук. Выявление этого места имеет важное значение для четкого определения объекта и предмета познания, социальных функций и основной специфики присущих исторической науке познавательных методов. Вопрос о ее месте в системе гуманитарных наук давно привлекает внимание исследователей1 . Однако ряд его аспектов еще не получил всестороннего освещения и трактуется по-разному. Цель настоящей статьи состоит в привлечении более пристального внимания историков к этим вопросам.
Различные науки отличаются друг от друга прежде всего объектами познания. Объект познания - это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличающихся по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности. Наиболее существенные различия в объективной реальности имеют явления естественные и обществе ...
Читать далее