Теория этноса и ее важнейшая составная часть - теория этногенеза - суть основные и вечные темы науки этнологии (или этнографии). И очень отрадно, что журнал "Этнографическое обозрение" вновь вернулся к их обсуждению на своих страницах. И хотя дискуссия о концепциях Л. Гумилева формально отделена от дискуссии о концепциях С. Широкогорова, поставлены они рядом, и в сущности это единая дискуссия.
Несмотря на имеющиеся настойчивые попытки спеть отходную, то бишь реквием, по этносу, приходится вновь вспомнить слова Братца Кролика о том, что "Братец Лис с виду ну совсем как покойничек, а вот ведет себя так, как покойнички себя не ведут". Или, как сказал бы другой литературный герой, писатель в мягкой детской курточке (из "Золотого теленка"), этнос существует, и с этим приходится считаться. Соответственно, приходится и заниматься теорией этноса.
Я полностью согласен с позицией А. М. Кузнецова, который в своей статье убедительно показал, что "идея этноса как универсальной, а затем конкретной общности ...стабилизируемая эндогамией, спокойно укладывается в предложения С. М. Широкогорова". По существу в них укладывается основная часть теории этноса в том виде, в каком она существует в отечественной науке, и "в теории психоментального комплекса уже имплицитно содержатся и весь конструктивизм В. А. Тишкова, и ряд положений С. Е. Рыбакова". Вчитывание в "имплицитное содержание" идей С. М. Широкогорова показывает, что споры о сути этноса, которые ведутся в отечественной науке, при всем своем накале в общем беспредметны, как, в частности, спор между примордиализмом и конструктивизмом. Они так же не исключают, а дополняют друг друга, как и оба варианта теории этноса С. М. Широкогорова. Совокупность его идей создает основной костяк общей теории этноса. Все последующие авторы лишь конкретизировали и дополняли, выбирали и акцентировали отдельные его положения, нередко, подобно Журдену, сами того не осознавая. Вместе с тем это была отнюдь не бесплодная работа, но это и не была альтерн ...
Читать далее