Для современной мировой экономики характерно углубление международного разделения труда. Чем выше уровень экономического и технологического развития, тем больше межотраслевое разделение труда сменяется внутриотраслевым. Развивается международное производство и обслуживающая его внутриотраслевая торговля. Наиболее интенсивно этот процесс идет в машиностроительной отрасли, так как сложность конечного продукта создает обширные возможности для обособления отдельных производственных операций и специализации на них отдельных производителей. В результате формируются транснациональные комплексы, в рамках которых производственные связи пересекают национальные границы. С очертаниями таких комплексов все больше вынуждена считаться национальная экономическая политика. Они определяют приоритетные направления либерализации внешнеэкономической деятельности, экономической интеграции, влияют на валютную политику и т.д. Выявив основные направления международной торговли машиностроительной продукцией, можно очертить приблизительные границы таких комплексов. В этом отношении значительный интерес представляет анализ торговли машинами и оборудованием государств, которые занимают лидирующие позиции в мировом машиностроении. К таким странам, несомненно, относится Япония.
На протяжении последних десятилетий Япония неизменно входила в число крупнейших промышленных держав мира. По данным ВТО, в 2004 г. она занимала четвертое место в мире по экспорту товаров (после Германии, США и Китая)1. При этом основной отраслью ее мирохозяйственной специализации является машиностроение. Япония входит в число крупнейших производителей и экспортеров машин и оборудования в мире. Чтобы определить основные направления торгово-производственных связей ее машиностроения, рассмотрим национальную статистику внешней торговли машинами и транспортным оборудованием (МТО)2, которая содержит наиболее подробную информацию об экспорте и импорте.
ВАЖНЕЙШИЕ ПАРТНЕРЫ И ТОРГОВЫЕ ПОТОКИ
Рассматриваемый период (2001 - 2004 гг.) ...
Читать далее