Сегодня трудно представить себе развитие не только философии, социологии, но и историографии без работ Макса Вебера (1864 - 1920). К сожалению, советские читатели (в том числе и многие историки-профессионалы) долгое время знали его концепцию лишь понаслышке, как правило, в тенденциозном изложении "критиков буржуазной философии". Но сегодня невозможно без знания этих концепций говорить о современной западной историографии (и прежде всего, социальной истории, в том числе о "символической антропологии").
Согласно Веберу, всем людям присущи: 1) "осознание" окружающего их мира в виде определенных исторически изменяющихся "систем значений", 2) связанная с этим внутренняя необходимость определить свое отношение к миру через эти "системы значений", которые проявляются в сфере культуры как общественные системы ценностей. Люди, по мнению Вебера, как бы реконструируют в своем сознании (порой в неотрефлектированной форме) окружающую их реальность, и воображаемые модели этой реальности, своеобразные "картины мира" определяют их поведение. Вебер противопоставляет вульгарно-экономическому редукционизму концепцию этоса (своеобразного стиля жизни, общей направленности культуры, иерархии ценностей различных социальных групп), который отражает - опосредствованно, через мировоспитание, мироощущение людей - экономические реалии. Таким образом, Вебер во многом предвосхищает историко-антропологические интерпретации менталитета- мировидения и теоретические методы французских социальных историков школы "Анналов"1 .
Поскольку религия составляла основу мировидения всех докапиталистических обществ, Вебер пытается выявить в первую очередь "те созданные религиозной верой и практикой религиозной жизни психологические стимулы, которые давали определенное направление всему жизненному строю и заставляли индивидуума строго держаться его". При этом Вебер отнюдь не абсолютизирует роль религиозных идей: "Несмотря на то, что современный человек при всем желании обычно неспособен представить себе всю ст ...
Читать далее