Видный советский работник ведомства внешней торговли, впоследствии заместитель министра внешней торговли СССР Л. И. Зорин в своих воспоминаниях рассказывает о том, как выполнялось в годы Великой Отечественной войны "особое задание" Государственного Комитета Обороны - обеспечение транспортировки американских и английских военных грузов через Иран в Советский Союз. Чтобы успешнее осуществить эту операцию, Москва отозвала большую группу военных специалистов с фронта и направила их в Иран и Ирак, где им пришлось трудиться в незнакомой обстановке, в тяжелых климатических и бытовых условиях по налаживанию снабжения фронта поступавшей техникой и товарами. С этой целью здесь расширялись или строились дополнительные причалы, эстакады для железнодорожных путей и грузовых автомобилей, склады, развертывались базы, на которых американские и английские механики занимались сборкой самолетов и автомобилей. Советские специалисты принимали активное участие в этих работах.
Трудной была проблема подготовки автоводителей, ибо к концу 1943 г. ежемесячно нужно было перегонять до границы с Советским Союзом (расстояние более 2 тыс. км) 5 тыс. машин. Для обучения шоферскому делу были открыты краткосрочные курсы. На них обучались персы, луры, курды, армяне, грузины, потомки русских эмигрантов. Основная их масса честно и самоотверженно исполняла затем свои обязанности.
Ежемесячно поставлялось в СССР в среднем 400 самолетов (английские истребители "Харрикейн", "Томагавк" и "Спитфайр", бомбардировщики "Москито", американские истребители и бомбардировщики "Киттихаук", "Аэрокобра", "Бостон", гидросамолет "Каталина", транспортный "Дуглас" и др.). Их перегоняли советские летчики, предварительно их испытывавшие и доводившие до нужного уровня. Через Иран прошла также четверть всех танков, посылавшихся союзниками в СССР (американские танки М2 и МЗ, а затем М4-А2, английские "Валентайн" и "Кромвелл").
Успешное выполнение "особого задания" было связано и с работой Трансиранской железной дороги, чему в ...
Читать далее