МНОГИЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮТСЯ ЗАПРЕТНЫМИ ДЛЯ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ ИСЛАМСКОГО МИРА
А. ШАХОВ, кандидат исторических наук
Взаимоотношения кинематографа и религии всегда были не простыми. Священнослужители Запада раньше остальных поняли, что кино может служить весьма мощной силой "продвижения религиозных идей" в массы. Настороженно-подозрительное поначалу отношение к кинематографу весьма скоро сменилось у них намерением интегрировать киноэкран в сферу клерикально-пропагандистской деятельности, что сделалось составной частью модернизации христианства. Иначе складывались обстоятельства в регионе традиционного распространения ислама, где ситуация развивалась в более сложных условиях и до сих пор далека от окончательного разрешения. Некоторым аспектам соотношения мусульманских установок и практики "арабского Голливуда" посвящена предлагаемая вниманию читателей статья.
Как и в других частях арабского мира, в Египте первые киносеансы были восприняты исламскими религиозными авторитетами не просто негативно, но даже с враждебностью. Просмотровые залы являлись, с их точки зрения, "домами шайтана", а показывавшиеся в них немые "движущиеся картинки" - "кознями дьявола" или, в лучшем случае, "волшебными играми Запада", что соответствовало утвердившемуся на протяжении столетий ортодоксально- догматическому взгляду на живописное и пластическое искусства, рассматривавшиеся как средство самовыражения язычников.
Важным фактором не только для распространения кинематографа, да и вообще зарождения экранной индустрии в Египте, стало преодоление на рубеже XIX-XX веков теологами-реформаторами во главе с Мухаммедом Абдо (1849-1905) одиозных норм и представлений, вступивших в противоречие с требованиями времени. В отличие от традиционалистов, они объявили о праве индивидуума на собственное постижение мира, лимитируя, однако, свободу его действий благоразумными чаяниями и устремлениями. Переосмысливая устаревшие вековые догмы, инициаторы обновительского движения добились принятия высш ...
Читать далее