Вторая мировая война стала поворотным пунктом в истории нефтяной дипломатии, переместив преимущественно в политическую плоскость вопросы, связанные с методами обеспечения контроля над топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки. В этом отношении весьма показателен пример трансформации нефтяной политики Великобритании, отводившей иракской нефти важное место в процессе борьбы за новый мировой порядок. При этом Ирак, как и большинство стран Ближнего Востока, в силу своего стратегического положения и нефтяного потенциала фактически оказался заложником глобального конфликта великих держав, которые использовали его в качестве разменной монеты в своих сложных многоходовых дипломатических и военно-политических комбинациях.
К концу 1930-х гг. нефтяной сектор Ирака был довольно внушителен. В Киркуке разрабатывалось крупнейшее месторождение мира Баба-Гургур, нефтедобыча велась также близ Мосула и в Ханакине. Три небольших нефтеперегонных завода обеспечивали потребности нефтепромыслов и внутреннего рынка страны. Был построен дорогостоящий нефтепровод к Средиземному морю с двумя ветками из Киркука к терминалам в Хайфе (Палестина) и Триполи (Ливан), откуда сырая нефть транспортировалась в Европу. К началу второй мировой войны нефтяное производство Ирака составляло более 4 млн. т в год (1,6% мировой добычи, 8-е место среди главных стран-производителей). Все нефтяные объекты Ирака и непосредственно связанные с транзитом иракской нефти установки в Сирии, Ливане, Трансиордании и Палестине являлись собственностью многонациональной корпорации "Ирак Петролеум Компани" ("ИПК").
Этот нефтяной альянс создавался при активном участии правительств Англии, Франции и США, и в его состав вошли ведущие нефтяные компании указанных стран. Образование "ИПК" в 1928 г. являлось признаком достижения временного равновесия стратегических интересов великих держав на Ближнем Востоке. Участие в "ИПК" позволяло Франции в перспективе проводить самостоятельную нефтяную по ...
Читать далее