В современной историографии сложилось три основных подхода к изучению феномена коррупции: анализ причин, порождающих коррупцию; исследование коррупции как некой разновидности социальных отношений; раскрытие психологии коррупционных отношений1. Объединяет их признание коррупции не только криминальной проблемой, но и политическим, экономическим и социально-культурным явлением.
В декрет СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. "О взяточничестве" были заложены положения о равной уголовной ответственности всех участников коррупционной сделки. Ответственными за получение взятки признавались лица, "состоящие на государственной службе": от должностных лиц советского правительства - до членов домовых комитетов. Сущность взятки определялась как получение вознаграждения за выполнение действия, входящего в круг обязанностей субъекта, или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица2. Особое внимание взяточничеству, принявшему "совершенно исключительные размеры"3, было уделено Уголовным кодексом РСФСР 1922 года. В статье 114 УК РСФСР, устанавливающей ответственность за получение взятки, в качестве субъекта называлось уже не должностное лицо, а лицо, "состоящее на государственной, союзной или общественной службе"4. Сама же "взятка" определялась как получение должностным лицом лично или через посредников вознаграждения за выполнение или невыполнение определенных действий, входящих в круг его обязанностей "в каком бы то ни было виде".
Вместе с тем специфика работы советских учреждений настоятельно требовала уточнения и конкретизации "взятки". Прежде всего, это было связано с начавшейся в октябре 1922 г. кампанией по борьбе с взяточничеством, общий тон и направление которой задавались специальным постановлением Совета труда и обороны от 1 сентября 1922 года. На следующий день при СТО была образована Комиссия по борьбе с взяточничеством во главе с Ф. Э. Дзержинским, а 15 сентября утверждено "Положение о ведомственных комиссиях по борьбе с взяточн ...
Читать далее