В истории народов Северного Кавказа, как и вообще в истории Российской империи, суфизму и его разновидности - мюридизму принадлежит особое место. В разные исторические эпохи, в разных регионах мусульманского мира суфизм неоднократно выполнял, прежде всего, социальные функции, получая поддержку представителей самых разных общественных слоев. Отсюда и споры о сути суфизма, которые ведут сами носители мусульманской культуры: одни считают его противоречащим Корану, другие - истинным исламом. В суфизме детально разработана система, которой приписывается особая божественная сила, способствующая решению как внутренних, так и внешних проблем общины1. По мнению К. М. Ханбабаева, Накшбандийа - единственное суфийское братство, где взаимодействие с властями с целью влияния на их политику, возведено в обязанность суфия. Другая специфика - отрицание аскетизма: все суфии - миряне, для которых необязательно жить в обители2. Суфизм - форма духовной реакции на богатство и комфорт, стремление сделать религиозную жизнь более интимной3. На Северном Кавказе под воздействием ряда факторов суфизм стал одной из важнейших форм социального протеста - как против завоевателей, так и против всех видов социального неравенства.
Ханбабаев также подчеркивает, что руководители борьбы горцев - шейхи и имамы - в трансформированном виде использовали организационные принципы ранних мусульманских общин. На основе этих принципов строились войско, государство и право. Именно поэтому следует обратить особое внимание на раскрытие особенностей социальной направленности кавказского суфизма, поскольку его действительная роль в истории Северного Кавказа достаточно противоречива.
Н. И. Покровский признает определяющую роль газавата в событиях первой половины XIX в. на Северном Кавказе4. При этом газават являлся не выражением голого религиозного фанатизма, а, прежде всего, лозунгом практической борьбы. По мнению Г. Емельяновой, газават зародился на юге Дагестана и был принят в большинстве мест Дагес ...
Читать далее