В современной исторической науке одной из нерешенных проблем остается проблема творца истории. Ни общество, ни формация, ни цивилизация, ни культура сами по себе не могут быть таковыми, так как созданы человеком, следовательно, необходимо установить антропологическую структуру, в которой бы органично сочетались все известные в науке человеческие сообщества. В первичной мифологической картине мира роль творца событий играли природно-космические стихии, демиурги, боги, позднее к ним были добавлены полубожественные герои, полумифические законодатели. В развитых религиозно-философских системах - даосско-конфуцианской, брахманизме, буддизме, политеизме Междуречья и Древнего Египта право творить события распространилось на правителей и сословие жрецов, владеющих сакральными знаниями. В античной космогонии впервые между богами, связанными сыновне-отеческими отношениями, начинается непримиримая борьба за власть, в результате вместо самовозобновляемого природно-родового цикла даосских перемен мы видим сменяющие друг друга эпохи господства очередного победителя. Это привело к эволюции общества от состояния гармонии до угрозы самоуничтожения. Идея противоборства отразилась в античной истории выделением великих личностей, а также общественных сословий и полисов, внутри которых и между которыми шла борьба за клановые интересы, при этом рабы вообще исключались из человеческого сообщества. Под сословием, как на Востоке, так и на Западе понималась группа людей, выполняющая необходимую для сохранения общественного организма деятельность. К ним можно отнести, например, замкнутые неизменяемые индийские касты или достаточно подвижные сословия Китая, Египта, Греции. У древних иудеев, заключивших завет с богом, человеческую историю, начиная от Адама и Евы, создавали семейные роды, в среде которых рождались духовные вожди, избранные Богом, направлявшим через них ход жизни народа. Европейская философия и наука, выросшие на почве христианства, продолжили традиции религиозно-философских си ...
Читать далее