Развитие идей булгаризма стало ярким феноменом 90-х гг. XX столетия, послужив предметом исследования не только для российских, но и для зарубежных исследователей1. Важным толчком к этому явилась публикация в 1993 г. историком Ф. Г. -Х. Нурутдиновым новоявленных булгарских источников - свода летописей второй половины XVII в. "Джагфар тарихы"2. Данная публикация стала возможной благодаря поддержке редактора вестника "Болгар иле" и секретарей клуба "Булгар аль-Джадид" в Оренбурге и Казани, возникновение которых, в свою очередь, тесно связаны с политическими процессами в Татарстане и Башкортостане на фоне глобальных перемен, проходивших в Российской Федерации в последнее десятилетие XX века.
Следует отметить, что идеи идентификации с булгарами неоднократно возникали в немногочисленных татарских и башкирских литературных памятниках. Так, анонимная история "Дафтар-и Чингиз-наме", составленная в конце XVII в. в Башкирии, описывает первых казанских ханов не как потомков Чингиз-хана, что как бы должно следовать из содержания повествования, а последнего хана Булгарии - Абдуллы3. Один из организаторов башкирского восстания 1755 - 1756 гг., Батырша, в воззваниях к мусульманскому населению ссылается на булгар как предков волго-уральских мусульман4. Это утверждение, высказанное в исследовании А. Д. Франка, было с критикой встречено историками Татарстана, отстаивающими "татаристскую" концепцию происхождения казанских татар.
В частности, Д. М. Исхаков утверждает следующее: "Применительно к сословию служилых татар можно говорить о том, что их историческое сознание - один из важнейших элементов идентичности - концентрировалось на "Золотой Орде", "Казани" и "Крыме", а не на "Булгаре""5. Батырша же, вероятно, под словом "булгар" подразумевал Казань и Казанское ханство6. Как считает Т. Уяма, аргументы Д. М. Исхакова, вопреки его намерениям, воздают должное булгаризму. Именно потому, что существовало сильное историческое сознание, связанное с Золотой Ордой, булгаризм и ст ...
Читать далее