Иван Федоров и старец Артемий
The Slavonic and East European Review. Lnd. 1985, N 3.
Послесловие Ивана Федорова к первой печатной книге, вышедшей на Украине, - "Апостолу", выпущенному в свет 15 февраля 1574 г. во Львове, хорошо известно как специалистам, так и широким читательским кругам. Ю. А. Лабынцев, открывший этим послесловием сборник "Русское историческое повествование XVI - XVII веков" (М. 1984), называет его "первой печатной повестью русского автора" (с. 10). Иван Федоров рассказывает о возникновении книгопечатания в Москве, повествует о преследованиях, которые испытали первопечатники, о прибытии их в Великое княжество Литовское и о типографии, устроенной ими в Заблудове, о последовавшем вскоре переезде Ивана Федорова во Львов.
Далее в послесловии идет текст-загадка, над разрешением которой долго бились исследователи: "И когда вселшу ми ся в преименитом граде Лвове, яко по стопам ходяще топтаным некоего богоизбранна мужа, начах глаголати в себе молитву сию". Вслед за этими словами идет сам текст молитвы. Кого только не видели в этом "богоизбранном муже", "по стопам" которого шел первопечатник и примеру которого следовал: неизвестного типографа, будто бы печатавшего книги во Львове до Ивана Федорова, белорусского просветителя Ф. Скорину, князя А. М. Курбского и даже полумифического Ивана Смерда Половца, жившего во времена киевского князя Владимира. Автор этих строк назвал в этой связи старца Артемия, деятеля реформационного движения на Руси, игумена Троице-Сергиева монастыря, сосланного в Соловки, а затем бежавшего в Великое княжество Литовское1 . Это утверждение мотивировалось монотеистическим характером молитвы из послесловия "Апостола" 1574 г., а также тем фактом, что Артемий, оправдывая московского еретика Матвея Башкина, написавшего молитву "к единому началу", приводил в пример молитву Манассии, которую Иван Федоров впоследствии напечатал в "Азбуке" 1574 года. Начало этой молитвы совпадает с началом молитвы из послесловия Апостола.
1 Немировский Е. ...
Читать далее