Становление в Индии исторического сознания, адекватного модернизирующемуся обществу, интегрировано в культуротворческие процессы эпохи, названной в мировой науке индийским Ренессансом XIX - начала XX в. Это национально-культурное возрождение объединило ряд региональных ренессансов-вариантов, среди которых ведущим было бенгальское Возрождение. Этот вариант исключителен в силу того, что в Бенгалии наиболее интенсивно происходил процесс столкновения европейской и индийской культур [Серебряный, 2003, с. 128].
Новая бенгальская интеллигенция, получившая наряду с традиционным и европейское образование, не только воспринимала внешние влияния Запада, но и критиковала их, сопротивляясь инокультурной экспансии. Представители бенгальского "творческого меньшинства" (А. Бергсон) пытаются обосновать социокультурный синтез традиционного наследия индийской цивилизации с европейским рационализмом, достижениями, формами и методами преобразования социальной действительности, и это происходит в философии и на практике - в религиозном и социальном реформаторстве, просвещении, науке, художественном творчестве [Скороходова, 2007]. Необходимость решения социальных, политических и культурных проблем становится причиной роста интереса к истории Индии, так как синтез оказывается невозможен без анализа исторического опыта. Индийские традиции, религии, культура, институты, ценности и нормы социальной жизни (в сравнении с западными) стали предметом самопознающей рефлексии бенгальских интеллектуалов, которую структурировала проблема "Запад и мы" - "мы и Запад" [Рашковский, 1999, с. 134]. Осмысление исторических судеб страны интегрировано в трансформации национального самосознания и поисках путей возрождения Индии.
Общий контекст становления исторического сознания задан взаимодействием либерализма и консерватизма, ведущих, по меткому выражению Ш. Шоркара, "битву в умах людей" [Sarkar, 1970, р. 153]. Первый связан с вестернистскими ориентациями, открытостью западному социокультурному опыту наряду с ...
Читать далее