В последние двадцать лет в российской африканистике все более отчетливо вырисовывается новая для отечественной гуманитарной науки проблематика - гендерные исследования, основанные на социально и культурно маркированной специфике пола. Однако следует признать, что отдельные ростки этого научного направления прорастали за много десятилетий до этого, еще на заре становления африканистики в нашей стране, как самостоятельной отрасли знания. "Женская тема" присутствовала и в более ранних работах советских ученых, посвятивших свои изыскания народам Африканского континента. В основном это относится к трудам таких известных исследователей, как Д. А. Ольдерогге, И. И. Потехин, Л. Е. Куббель, А. С. Орлова, И. А. Сванидзе [Куббель, 1974; Ольдерогге, 1960; Орлова, 1958; Орлова, 1968; Потехин, 1958; Потехин, 1956; Сванидзе, 1972, с. 323 - 324].
Изучение места и роли женщин в архаичном и современном африканском обществе первоначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин: истории, этнологии, культурологи, социологии, политологии, права. Наибольшее внимание африканкам как объектам научного исследования уделялось при анализе системы родства и семейно-брачных отношений, которые являлись цементирующей основой всех африканских обществ на различных этапах истории. Особенно эта тема была характерна для представителей ленинградской школы этнографов и филологов, до сих пор успешно продолжающих дело, начатое выдающимся отечественным африканистом член-корр. АН СССР Д. А. Ольдерогге. В его эпохальный труд "Эпигамия" [Ольдерогге, 1983] были включены статьи разных лет, в которых изложены идеи автора по общетеоретическим и конкретным проблемам общественного строя народов Тропической Африки доколониального периода, включая взаимоотношение полов и поколений в контексте системы родства, брачных обычаев и норм обычного права. Среди значительных работ его последователей, написанных в том же ключе, книги петербургских ученых В. Р. Арсеньева и В. А. Попова, в которых на примере народо ...
Читать далее