Многие историки рассматривают русскую революцию 1905 года как две "параллельные" революции1. Одним из первых эту двойственность отметил в 1907 г. П. Б. Струве, который выделил в революции два течения: первое из них он называет "modern" - Струве видел в этом течении движение к "современности", под которым разумелась "вестернизация". Второе течение Струве называл "элементарным", подразумевая стихийное стремление низов к освобождению от "материальных тягот" - попросту стремление простолюдинов быть сытыми и иметь надел, который сможет их прокормить2.
Появившаяся в 1960-х годах "теория модернизации" дала теоретическую базу понятию "modern". Модернизация, по определению С. Блэка, - это процесс адаптации традиционного общества к новым условиям, порожденным научно-технической революцией3. Частью процесса модернизации является вестернизация - мощное воздействие более развитых стран Запада на менее развитые страны остального мира. Более подробно "теория вестернизации" была разработана Т. фон Лауэ4. По его мнению, процесс вестернизации был главным содержанием мировой истории XIX-XX веков; он был обусловлен военным, техническим и культурным превосходством Европы - результатом промышленной революции, которая началась в Англии в конце XVIII столетия.
Промышленная революция дала в руки европейцев новое оружие, и военная экспансия Европы привела к тому, что к концу XIX в. мир был в основном поделен на колониальные империи и сферы влияния "великих держав". Государства, оставшиеся независимыми, были вынуждены спешно перенимать вооружение, технику, промышленную и социальную организацию, материальную, а затем и духовную культуру Запада5. Вестернизация наносила сокрушительные удары по традиционной культуре и традиционным общественным отношениям. В роли носителя новой культуры выступала интеллигенция. "Вестернизированная" русская интеллигенция воспроизводила западный образ жизни и западные идеологические стандарты, среди которых на первом месте стоял парламентаризм - поэт ...
Читать далее