Статья посвящена различным теориям развития в мусульманском мире во второй половине XX – начале XXI в., среди них – арабский социализм, исламский социализм, Третья мировая теория Каддафи, тоухидная экономика, концепция золотого динара. Автор рассматривает исламскую экономику лишь как один из возможных вариантов применения исламских принципов при осуществлении хозяйственной деятельности.
Ключевые слова: исламская экономика, тоухидная экономика, арабский социализм, исламский социализм, золотой динар, закят, риба.
"Либо капитализм, либо социализм – третьего пути нет "
(Людвиг фон Мизес)
В последнее время не только в религиозной, но и в научной литературе получило распространение суждение, что исламская экономика, или исламская экономическая модель, – неотъемлемая часть ислама как всеобъемлющего образа жизни (см.: [Павлов, 2003; Нуруллина, 2004; Ценностные ориентиры..., 2009; Трунин и др. 2009]). Однако при таком подходе невозможно объяснить, почему в целом ряде стран мусульманского Востока, где нормы ислама продолжают широко регулировать различные сферы общественных отношений, концепция исламской экономики либо вообще не получила практического развития, либо применяется в ограниченных масштабах. На существующие противоречия между различными теориями "третьего пути" в странах мусульманского Востока неоднократно указывали еще советские исследователи в 1960–1980-е гг. ([Полонская..., 1981, с. 113, 119; Шарипова, 1985, с. 68–79;] и др.).
В соответствии с господствовавшим в те годы классовым подходом все теории экономического развития, в основе которых лежала исламская идеология, в советской востоковедной науке было принято делить на три большие группы: буржуазные; мелкобуржуазные консервативные; мелкобуржуазные радикальные (см., например: [Полонская, Ионова, 1982]).
В наши дни одни теории ушли с исторической сцены, а другие, напротив, несмотря на предрекавшуюся им как советскими, так и некоторыми западными исследователями скорую гибель, приобрели еще большую актуальность и ...
Читать далее