Первые организации исламо-фундаменталистского толка возникли в Судане в конце 1940-х гг., но прошли десятилетия, прежде чем военный переворот 1989 г. и последующие за ним события заставили зарубежных и отечественных специалистов (арабистов и африканистов) обратить пристальное внимание на феномен суданского политического ислама1. В настоящей статье критически рассмотрены некоторые мифы относительно периода с конца 1980-х гг. по настоящее время, доставшиеся нам в наследство от историографии 1990-х гг.
Тон исследованиям политического ислама в Судане первоначально задала англоязычная традиция, согласно которой страна на протяжении девяностых годов прошлого века рассматривалась как "центр международного исламизма" и представляла одну из главных угроз цивилизации и особенно Америке. Подобный на первый взгляд хорошо аргументированный подход к изучению суданского исламо-фундаменталистского движения доминировал не только в мировом, но и в отечественном востоковедении.
Однако ближе к концу века в российской суданистике наметился перелом: новое поколение отечественных востоковедов, опираясь на материалы отечественной суданистики советского периода и непредвзятый анализ вышеуказанных трансформаций, разработало принципиально иной подход к изучению общественно-политических, социально-экономических и культурно-идеологических трансформаций Судана во второй половине XX - начале XXI в., окрашенных исламо-фундаментализмом.
Для начала стоит определиться с ключевыми вопросами зарубежной и отечественной суданистики. Во-первых, действительно ли мы можем с полным на то основанием утверждать, что в 1989 - 1999 гг. в Судане существовала "первая исламская республика", или же все-таки это была обычная для стран "третьего мира" военная диктатура, ради своих интересов принявшая облик "исламского государства" [Gallab, 2008, р. 97]? Во-вторых, означают ли события декабря 1999 - мая 2000 г. полное фиаско проекта "Исламской Республики Судан" (ИРС) и отказ правящей суданской элиты от каких бы то ни б ...
Читать далее