И. КОНОВАЛОВ, Первый заместитель главного редактора журнала "Смысл"
С 1991 г., после падения режима Мохаммеда Сиада Барре, сомалийское государство, как единое целое, фактически не существует. Два года назад значительная часть страны оказалась под временным контролем Союза исламских судов (СИС). Вашингтон увидел в этом прямую опасность возникновения в Африке режима по типу государства талибов. Поэтому США поддержали вторжение эфиопских войск, которые после разгрома отрядов исламистов остались в Сомали для поддержки Переходного федерального правительства страны. Однако боевики СИС не сложили оружие. Партизанская война продолжается.
Проводимую аналогию Союза исламских судов с движением "Талибан", очевидную на первый взгляд, следует все же признать поверхностной. В основе традиционного сомалийского общества лежит клановая система, которая чрезвычайно сложна и запутанна. Сомалийцы разделены на пять клановых семей или союзов, называемых также часто племенами - дир, хавийя, исаак, дарод и раханвейн1. Последний считается низкородным, поскольку ведет свою родословную от земледельческих общин, а первые четыре происходят от "благородных" кочевников2.
Клановые союзы состоят из кланов, которые дробятся на подкланы и далее - вплоть до отдельных семей. Вражда, уходящая корнями в древность, во времена ожесточенной борьбы за источники воды и пастбища, - одна из главных характеристик межклановых взаимоотношений в Сомали. Причем вражда обычна как между кланами, так и внутри кланов. Местная пословица гласит: "Я и Сомали против всего мира, я и мой клан против Сомали, я и моя семья против клана, я и мой брат против семьи, я против моего брата". И в нынешней бесконечной сомалийской войне исламистский фактор хотя и играет значительную роль, но все же далеко не определяющую.
Диктатор Сиад Барре (клан марехан) хоть и боролся с трайбализмом, но опирался все-таки на кланы, входящие в его клановый союз дарод. После его свержения все политические движения и группировки сражались за власть преиму ...
Читать далее