В порядке дискуссии мы публикуем статью А. Сабери "Ислам и права человека" и послесловие к ней кандидата исторических наук Е. М. Русакова "Права человека - общечеловеческое достояние". Статья иранского исследователя отражает исходные, фундаментальные принципы, на которых зиждется подход к правам человека значительной части мусульман - как массового сознания, так и представлений части элиты (и не только шиитов, к которым относится подавляющее большинство населения Ирана). В чем-то она перекликается и с подходами некоторых представителей других вероучений, в том числе христианских.
А. САБЕРИ (Иран)
Тема прав человека и их базовых принципов привлекает к себе внимание еще с древнейших времен. В священной книге мусульман - Коране, а также в высказываниях пророков и имамов даются подробные разъяснения о дозволенных и запретных действиях человека.
Однако возникает вопрос: существуют ли особенности в исламской трактовке самого понятия "право" и почему в последние десятилетия так остро стала обсуждаться необходимость создания единых универсальных законов?
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА
Что такое права человека?
Права человека - это свод законов, обеспечивающий человеку его существование, бытие и жизнь, или, говоря правовым языком, отвечающий основным потребностям человека и гарантирующий их обеспечение1. Этот свод распространяется на каждого человека, независимо от того, принадлежит ли он к западному обществу или восточному, черный он или белый, мусульманин или немусульманин.
Если право существовать - главная и основная потребность человека, то естественно, что права человека в первую очередь должны обеспечивать эту наиглавнейшую потребность.
Право на жизнь, существование - всеобщее право, т.е. принадлежит абсолютно всем без исключения, независимо от положения человека, принадлежности к какому-либо народу, племени, обществу. Все люди - западные, восточные, вчерашние, завтрашние, сегодняшние, черные, белые, верующие и неверующие - нуждаются в праве на жизнь. Для продолжения ...
Читать далее