И. ФАДЕЕВА, доктор исторических наук
Конфликт как неизбежный фактор политического процесса в мусульманском мире нельзя рассматривать в отрыве от многовековых религиозных традиций и норм правовой культуры стран, где до сих пор огромное значение имеют религиозные законы, где сильны родо- племенные и клановые отношения. Во многих из этих стран шариат не только не утратил своего нормативного значения, но остается по сей день для подавляющей массы мусульман предпочтительнее конституций, принятых там в XX веке по образцам европейского права. Именно модернизация внесла раскол в некогда однородные мусульманские общества и породила в них внутренний антагонизм. Враждебное отношение многих мусульман к культурным ценностям и политике Запада за прошедшее столетие не уменьшилось, хотя исламские страны вынуждены играть по правилам международной политики, предложенным другими 1 .
Во многих из этих стран были основаны современные государственные институты, заложены принципы политических процедур, которые пока что представляют собой не столько местные формы модернизации, сколько искаженные на современный лад формы патриархальности. Вторжение чуждых традиционному мусульманскому сознанию новых форм жизни вызывает раздвоенность в мировосприятии большей части населения этих стран.
Мусульмане до сих пор ищут ответы на вызовы современной жизни в Коране, рекомендации и религиозные нормы которого обращены к родо-племенному обществу и отражают его уровень сознания. Именно это универсальное религиозное мировосприятие во многом определяет психологию как внутренних, так и внешних конфликтов мусульманского мира. Методы их разрешения в прошлом и настоящем не претерпели существенных изменений.
Пророк Мухаммед был озабочен проблемами единства немногочисленной в 20-е годы VII века общины правоверных и распространения своего вероучения. Методы сохранения единства общины (уммы) были самыми жесткими. Речь шла о подавлении упорствующих в своем заблуждении врагов нового вероучения: "Смута - хуже, чем убие ...
Читать далее