Е. БАРКОВСКАЯ
Кандидат исторических наук
В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия все громче стали звучать голоса тех представителей научной и общественной мысли ряда стран мусульманского Востока, которые решительно вступили на путь идеологической конфронтации с исламистскими группировками. И не только потому, что в исламизме усматривается прямая угроза стабильности, модернизации и демократизации этих государств, а также их конструктивному участию в международном сотрудничестве. Особую тревогу вызывает то, что в ряде стран при активном участии исламистов, выступающих за создание "исламского государства", основанного на шариате, реализовалась "одна из форм тоталитаризма, характеризующегося подавлением личных и коллективных свобод, удушением стимула к литературному и художественному творчеству, запретом дискуссий, свертыванием умственной активности"1.
Представители интеллектуальной элиты, заявившие о необходимости кардинального обновления жизни своих соотечественников, стали прямыми продолжателями дела мусульманских реформаторов XIX - XX в.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИСЛАМИСТАМ
Признанными лидерами идейного противостояния исламистам являлись представители университетской профессуры: Фазлур Рахман (Пакистан), Фуад Закария (Египет), Мохамед Шарфи (Тунис), Абдуллахи Ахмед ан-Наим (Судан).
Фазлур Рахман - выпускник Пенджабского университета, степень доктора наук получил в Оксфорде. В 60-х - 70-х гг. XX в. он был директором Института исламских исследований при правительстве Пакистана и членом Совета по исламской идеологии при том же правительстве. Затем - эмигрировал в США, где состоял профессором Чикагского университета.
Видный египетский философ и педагог Фуад Закария также имел опыт работы за рубежом. Долгое время он возглавлял кафедру философии Кувейтского университета и приобрел поистине мировую известность благодаря своим научным трудам.
Уроженец Туниса, Мохамед Шарфи, получил юридическое образование во Франции и по возвращении на родину проявил себя как видный ученый, о ...
Читать далее