А. ХАЗАНОВ
Доктор исторических наук
Американский политолог Храир Декмеджан насчитал 175 организаций "политического ислама" на Ближнем Востоке, 120 из них имеют радикальную направленность. К числу последних относится и движение "Исламский джихад".
В конце 1970-х гг. в Каире среди студентов-палестинцев возникла палестинская экстремистская организация "Исламский джихад" ("Харакат аль-джихад аль-ислами аль-филастини"). Организацию возглавил Фатхи Шикаки - бывший член ООП, который разочаровался в светских палестинских организациях и присоединился к египетским "Братьям-мусульманам". К середине 1970-х гг. он отверг и их учение, утверждавшее, что "уничтожение Израиля будет достигнуто с помощью внутреннего джихада"1.
Шикаки приветствовал в 1979 г. исламскую революцию в Иране как "образец революционных действий, достойный подражания". Хотя несколько других радикальных палестинских исламских организаций, вдохновленных исламской революцией в Иране, взяли название "Исламский джихад", до сегодняшнего дня сохранилось только одно движение с этим названием, созданное Шикаки.
Это движение никогда не питало ни малейшего уважения к ООП, считая ее порождением Лиги арабских государств, а Ясира Арафата - ставленником египетского президента Насера. После убийства А. Садата в Каире в 1981 г. Шикаки был выслан из Египта и вернулся в Газу, где создал ячейки "Исламского джихада".
Идеи Хомейни, его акцент на "действиях" оказались гораздо более привлекательными для молодых палестинцев, чем осторожная и нерешительная, по их мнению, стратегия "Братьев-мусульман". Хотя члены "Исламского джихада" - сунниты, им импонирует благоговейное отношение иранских шиитов к идеям джихада и мученичества. Они считают, что иранская революция доказала, что боевые отряды "шахидов" с помощью священной воины могут навязать исламский порядок даже тем странам, которые превосходят их в военном отношении. "Исламская революция, - заявил идеолог "Исламского джихада" Асад Тамими, - показала, что в наши дни ислам - это решени ...
Читать далее