Кылыч Эсен уулу
Историк, тюрколог
Енисейские кыргызы в работах русских и западно-европейских художников XVIII, XIX вв.
История и культура енисейских кыргызов изучается уже не одно столетие. Первоначально оно проходило в рамках изучения Южной Сибири как таковой вообще. Начиная с 20-х гг. XVIII века, в Сибирь, Российской императорской академией наук начинают отправляться экспедиции, с целью изучения этих территорий, его населения, оценки природных ресурсов, климата, флоры и фауны. Большое внимание уделялось территории Минусинской котловины, где было разбросано большое количество разного рода культурных памятников, исторических древностей.
В XVIII веке на Енисее побывали экспедиции российской императорской академии наук, возглавляемые Даниэлем Готлибом Мессершмидтом, Герардом Фридрихом Миллером. Внимание к древностям Сибири нашло отражение в трудах П. С. Палласа, И. Г. Георги, И. Сиверса, И. Фишера, К. Ф. Ледебура, Г.И. Спасского, М. А. Кастрена, Э. И. Эйхвальда, В. Радлова, Д.А. Клеменца и др. Таким образом, шел процесс изучения культурных древностей Минусинского края. Было открыто множество средневековых курганов, изваяний, петроглифов, крепостных сооружений, рунических надписей.
Известно, что в средние века в Минусинской котловине жили Енисейские кыргызы-древний тюркоязычный народ. Письменные источники утверждают, что енисейские кыргызы были белокурым и голубоглазым народом. Об этом свидетельствуют как китайские летописи, так и арабо-персидские источники. Так, в известиях китайских авторов эпохи Тан о хагясах(кыргызах) сообщается, что они имеют "рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза". Внешностью, они походили на народ, живший к северу от них-Бома или Елочжи, т.е. по тюркски-Алача(Алачины). Персидский автор XI века также утверждает, что у енисейских кыргызов были красные волосы и белая кожа. Ученые полагают, что эти сведения он заимствовал у ибн Мукаффы (VIII век), который по этим призн ...
Читать далее