Две цветные скульптуры енисейских кыргызов XVIII века
(из коллекции «Народы России» Я. Рашета, созданной для императрицы Екатерины II).
В конце XVIII в. идея культурного многообразия, «этнической пестроты» проникла в различные сферы художественной жизни России, а фарфоровые произведения, отражающие эту тему, стали неотъемлемой частью ассортимента всех отечественных видов производств. Ее популярности во многом способствовали иллюстрированные издания европейских и русских ученых XVIII века. В 1771–1776 гг. на немецком языке вышел в свет пятитомный труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768–1774 гг.».
По материалам «физических» экспедиций императорской Академии наук 1768–1774 гг. были изданы «Путешествие по России для исследования трех царств естества» (СПб., 1771–1785. Ч. 1–3) С. Г. Гмелина, «Дневные записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства» (СПб., 1771–1805. Ч. 1–4) и др. Эти и другие книжные издания стали источниками для создания фарфоровых фигур, выпущенных на Императорском фарфоровом заводе.
В конце XVIII века императрица Российской империи Екатерина Великая повелела выпустить серию фарфоровых статуэток «Народы России», которые были сделаны на основе данных этнографического исследования. Царский заказ выполнил скульптор французского происхождения Яков Рашет. Эти фигуры в ярких национальных костюмах точно передают весь комплекс этнических признаков, включая антропологию, соматику, материальную культуру и даже образ жизни и род занятий представителей разных народов империи того времени. При создании каждого образа учитывались исследования по сравнению черт лица, роста, телосложения, даже цвета кожи и структуры волос.
Высота этих скульптур составляет около 25 см. Первоначально фигуры предназначались для декорировки парадного стола, по образцу торжественного Sur ...
Читать далее