Одной из важнейших заслуг адмирала Михаила Петровича Лазарева является создание системы пунктов базирования флота на Черном море, в том числе адмиралтейств и доков. Во время своего знакомства с Севастополем он писал: "Что за порт Севастополь! Чудный! Кажется, что благодатная природа излила на него все свои щедроты и даровала все, что только нужно для лучшего порта в мире, но зато рука человеческая не очень заботилась, чтобы дарами сими воспользоваться, а, напротив того, казалось, что будто старались испортить его: не имея дока и до сего времени для разломки кораблей, ломали оные только до воды, а днища, одно за другим тонули и засаривали тем лучшее место гавани. Адмиралтейство беднейшее, состоящее более из мазанок... денег не дают на сие ни копейки" 1. Вступив в должность Главного командира Черноморского флота и портов 31 декабря 1834 г., Лазарев активно включился в реализацию проекта строительства сухих доков в Севастополе. Он вникал во все тонкости, рассматривал предложения специального комитета, сам вносил предложения, через Начальника Главного штаба утверждал их у императора, добивался выделения средств.
Лазарев добился, чтобы водоводный канал в Ушаковой и Аполлоновой балках проходил по акведукам, что значительно сокращало его длину и предотвращало загрязнение канала местными жителями, так как водоводный канал, идущий от Черной речки, использовался кроме заполнения доков еще и для "наливки флота водой" 2. Было построено 5 доков. Два для 120-пушечных кораблей, один для 84-пушечных и два дока для фрегатов. Дно каждого из них было на полтора метра выше уровня моря и корабли становились в док посредством трех шлюзов, каждый из которых поднимал корабль на 3 метра. Каждый док мог использоваться самостоятельно, вне зависимости от других.
Среди основных трудностей строительства была необходимость в подборе хороших ремесленников, поскольку основная часть работающих - солдаты из крепостных, которые не были обучены ремеслу. Всего задействовалось 4 тыс. солд ...
Читать далее