Русская православная церковь (РПЦ) в России в рассматриваемый период являлась важнейшим государственным институтом, подлинной опорой самодержавной власти. Она представляла собой весьма внушительную силу с огромным количеством храмов, монастырей, священнослужителей. Численность последних в стране составляла не менее 125 тыс. человек1.
Правительство понимало, что церковь является одной из основных сил в деле обеспечения стабильности общества. Исходя из этого, уже в первой половине XIX в. предпринимались попытки увеличить количество церквей в регионе. Генерал-губернатор Западной Сибири в 30-х гг. XIX в. подал обер-прокурору Синода записку об образовании в Томской губернии епархии и о дозволении как в этой губернии, так и по всей Сибири вместо каменных церквей строить деревянные. Он писал, что во многих уездах Томской губернии на расстоянии 100 - 300 верст не находится ни одной церкви, ни священников. Народ грубеет и закостеневает в разврате, особенно ясачные, которые знают веру лишь по названию, и, не видя иногда наставников веры, живут и умирают без исповеди, причастия, святых тайн и даже без погребения. В качестве исправления положения генерал-губернатор считал необходимым подъем духовной сферы в Томской губернии "на надежную высоту, чему могло бы способствовать построение церквей большого количества"2.
В целом, в стране в начале XX в. строилось за год в среднем более 500 храмов3. Увеличивалось и количество церквей в Сибири. В конце XIX - начале XX в. росло число благочинии в сибирских епархиях, что указывало на увеличение числа приходов и храмов. Например, количество благочинии Томской епархии увеличилось с 33 в 1892 г. до 67 в 1915, то есть за 23 года в 2 раза4.
Количество священнослужителей также постоянно увеличивалось. Однако по данным С. Л. Фирсова клириков в России было совершенно недостаточно: на одного представителя белого духовенства приходилось более 820 человек5.
К началу XX в. основную массу священников составляли люди в воз ...
Читать далее