К настоящему времени биография А. В. Колчака получила довольно полное освещение. Наибольшее внимание в литературе уделено таким ключевым этапам жизнедеятельности Колчака, как участие в Полярной экспедиции, в русско-японской и первой мировой войнах, и особенно - деятельности на посту Верховного правителя России1.
Тем не менее в биографии Колчака остаются существенные пробелы, наиболее странным из которых является промежуток с 4 по 17 ноября 1918 г., когда Колчак занимал пост военного и морского министра Временного всероссийского правительства. Писавшие о Колчаке авторы, как правило, заполняли его сведениями общего характера либо домыслами.
Восстановить факты деятельности Колчака перед переворотом 18 ноября 1918 г. трудно из-за малочисленности достоверных источников и противоречивости и тенденциозности мемуаристов. Немало фактических ошибок и односторонних интерпретаций содержат также показания адмирала, которые он дал в конце января - начале февраля 1920 г. чрезвычайной следственной комиссии в Иркутске и которые исследователи некритически используют в качестве важнейшего источника. Однако этот промежуток исключительно важен для понимания личности Колчака, равно как и тех трудностей и неудач, которые в дальнейшем преследовали его на посту Верховного правителя России.
Колчак появился во Владивостоке 19 сентября 1918 г. после двух с половиной месяцев пребывания в Японии. Вояж в Страну восходящего солнца был для него вынужденным. Дело в том, что, возглавив в апреле 1918 г. охранную стражу Китайско-Восточной железной дороги, адмирал быстро испортил отношения не только с атаманом Г. М. Семеновым, возглавлявшим самый крупный и боеспособный антибольшевистский вооруженный отряд, действовавший в полосе отчуждения КВЖД, и курировавшими его японскими военными представителями, но и с председателем временного правления КВЖД генералом Д. Л. Хорватом. Колчак рассчитывал нормализовать отношения с японцами и добиться от них материальной поддержки. Но вместо ожид ...
Читать далее