Нижний Новгород, 2002. 248 с.
Критика и библиография. Рецензии.
По выражению Ф. Бэкона, "есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить". Думаю, рецензируемую книгу можно отнести к числу последних.
Во Введении Д. З. Хайретдинов пишет: "На фоне имеющихся крупных исследований об истории немецкой, армянской, ассирийской общин Москвы, отсутствие подобного труда относительно столичной мусульманской общины резко бросается в глаза" (с. 12 - 13). Сразу скажу,
стр. 188
что автору удалось создать книгу, восполняющую этот пробел. Данное исследование отвечает на вопросы - когда и как стало формироваться тюркское сообщество Москвы? почему татары не растеряли своих религиозных и этнических традиций? какой вклад они внесли в историю России?
Как отмечает Д. З. Хайретдинов, начало общины московских мусульман восходит к времени существования Золотой Орды (хотя археологические находки свидетельствуют о проникновении на московские земли отдельных элементов ислама еще в IX-X вв.), а наиболее важную роль в становлении исламского мира Москвы сыграла Мещера (Мещерский Юрт - близлежащее к Московии мусульманское полуавтономное государственное образование). Автор делит историю мусульманской общины города на четыре периода, посвятив каждому из них отдельную главу. Первый период (XIV-XVI вв.) - "посольский", назван так потому, что прибывавшими в столицу и Подмосковье выходцами из Орды занимался Посольский приказ, а большинство московских мусульман так или иначе было связано с этим учреждением. На втором этапе (XVII в.), когда произошло включение в состав России огромных территорий с преимущественно мусульманским населением, ставших неотъемлемой частью православной державы, Татарская слобода превратилась в заметный район столицы. К концу этого периода многие московские татары уже были христианами. Третий этап (XVIII - начало XIX в.) отмечается медленным ростом мусульманской общины Москвы и компактностью проживан ...
Читать далее