Во второй половине XVIII в. Венецианское государство представляло собой олигархическую республику, испытывавшую как политический, так и экономический кризис. Вплоть до падения в 1797 г. под натиском Наполеона республика сохраняла политическую систему, при которой государственные должности передавались из поколения в поколение при сохранении законов, составленных юристами прошлых веков. Промышленное производство и сельское хозяйство страдали от непродуманной экономической политики властей. И все это на фоне непрерывной угрозы вмешательства римской курии во внутренние дела республики. На протяжении многих столетий отношения республики с папским государством напоминали военные баталии: Венеция издавала многочисленные указы, ставившие деятельность и имущество церковнослужителей, проживавших на ее территории, под строгий контроль, а римский папа в ответ издавал интердикты, чуть ли не предающие республиканские власти анафеме. В рамках этого ставшего уже традиционным противостояния в 60-х годах XVIII в. правительство республики приступило к проведению антицерковной реформы, главными целями которой были усиление в государстве светской власти, ограничение деятельности и доходов священников и секуляризация церковного имущества. Полученные средства государство предназначало на проведение реформ в области экономики. Рассмотрим ход монастырской реформы, одной из самых важных частей антицерковной реформы, и ту немаловажную роль, которую венецианские просветители сыграли в формировании общественного мнения в пользу этих преобразований.
Для освещения этой темы были использованы найденные нами в отделах древней и редкой литературы национальных и университетских библиотек Милана, Генуи и Венеции работы венецианских просветителей XVIII в. А.Г. Косты, С. Спирити, К.А. Пилати, А. Монтеньякко, Ф. Гризелини, К. Манетти и А. Фортиса. Все они, за исключением Гризелини, получили духовное образование в церковных учебных заведениях, но затем заняли антиклерикальные позиции. В духе времени, та ...
Читать далее