Е. И. КОНОНЕНКО, Кандидат искусствоведения Государственный институт искусствознания
Ключевые слова: Турция, площадь Таксим, современная мечеть, архитектура, государство и ислам, османская традиция, творческие конкурсы
Только утихли бурные выступления жителей Стамбула на площади Таксим в июне-июле 2013 г., вызванные, по официальной версии, вырубкой парка Гези, как в Интернете, в т.ч. и русскоязычном, стал активно обсуждаться вопрос: а зачем этот парк вообще надо было вырубать? На ряде исламских сайтов появились статьи об утверждении проекта строительства мечети именно на Таксиме, возведение которой, по словам ее архитектора Ахмета Вефика Альпа, ранее планировалось именно на месте парка Гези [1].
Разговоры о сооружении мечети на Таксиме ведутся уже давно, и всегда находили как сторонников, так и противников, неизбежно политизируясь и превращаясь в актуальную для современной Турции дискуссию "республика и ислам". Понятно, что "мечеть на Таксиме" - не только очередное культовое сооружение, но, прежде всего, символ взаимоотношений государства и ислама.
Нас, однако, интересует не политический резонанс событий на Таксиме, а архитектурное будущее турецкой мечети - какой она должна стать в XXI в. и каким памятником может быть украшена главная площадь Стамбула?
Учитывая знаковость площади Таксим, мечеть, которая может здесь появиться, окажется неким "суперпроектом", который превратится в архитектурный символ турецкого ислама и наверняка окажется образцом для многочисленных подражаний.
ВЫБОР ОРИЕНТИРОВ
Провозглашенная в 1923 г., Турецкая Республика однозначно декларировала свою светскость и в результате ряда реформ (ликвидация Халифата, отмена шариатского суда, реформа образования, переход на григорианский календарь и латинский алфавит) сформировала своеобразную систему "государственного ислама", действия которого "вне мечети" строго лимитировались, а деятельность всех религиозных организаций ставилась под контроль специального Ведомства по делам религий [2].
При внешне уважит ...
Читать далее