Биографии высших иерархов тибетской буддийской церковной организации являются ценнейшими источниками по истории и этнографии Тибета и сопредельных государств. Однако слишком часто биографиям незаслуженно отводится роль вспомогательных источников - при написании формального очерка о жизни автора, чье сочинение попадает в фокус основного исследования. Сочинения этого жанра, составляющие весьма значительную часть тибетской исторической литературы, являются нередко ярчайшими произведениями художественной прозы и поэзии; поистине бесценен содержащийся в них фактический материал, часто скрывающийся в многочисленных поэтических пассажах или между строк сухой документальной хроники.
Биография Чжамьян-Шадбы Агван-Цзондуя - самый крупный источник о жизни этого знаменитого исторического лица 1 . Она написана первым его перерожденцем, известным ученым Гончог-Чжигмэд-Ванбо 2 . Это сочинение, полное название которого в русском переводе звучит как "Повествование о жизни Всеведущего Чжамьян-Шадбий-Дорчже, могущественного ученого и практика, называющееся "Причал к удивительно благому уделу" 3 входит во второй том (kha) сумбума (gsung-'bum) Гончог-Чжигмэд-Ванбо, экземпляр которого имеется в коллекции Б. Барадийна Тибетского фонда СПб. филиала ИВРАН" 4 . Колофон сообщает о том, что автор закончил работу над биографией своего духовного предшественника в Амдо в год желтого земли-тигра (1758 г. европейского летоисчисления), "обработав материал, находившийся в Брэйбуне" (л. 123). Из содержания "Повествования" ясно, что при написании сочинения автор пользовался также рассказами очевидцев и ближайших учеников I Чжамьян-Шадбы. "Повествование" отпечатано ксилографическим способом и содержит 123 листа размера 45 х 8,5 см.
Чжамьян-Шадба Агван-Цзондуй, более знакомый бурятам и монголам как Гун- чен-лама, был выдающимся буддийским ученым первой половины XVIII в. и основателем крупнейшего монастыря Амдо - Лавран Дашичила 5 . Этот монастырь долгое время был главным учебным центром Амдо, Монголии ...
Читать далее