В. Г. КОРГУН
Доктор исторических наук
Ликвидация режима талибов в Афганистане в декабре 2001 г. положила начало попыткам возрождения страны. В условиях, когда афганский кризис принял международный характер, участие в его реконструкции стало делом мирового сообщества.
Уже на первом этапе это нашло отражение в механизме Боннской конференции по Афганистану (2001 г.), где кроме собственно афганских представителей, были задействованы международные игроки - ООН, США, Россия, некоторые страны региона (Иран, Пакистан). В последующем мировое сообщество стало автором и спонсором проекта восстановления Афганистана, отведя ему фактически лишь роль пассивного реципиента внешней помощи.
Вскоре после ликвидации режима талибов, в январе 2002 г., в Токио состоялась международная конференция по Афганистану с участием 61 страны и 21 международной организации. На конференции было принято решение выделить на нужды Афганистана более $4,5 млрд1, в т. ч. Япония, ЕС, Всемирный банк (ВБ) и Азиатский банк развития (АБР) обязались выделить по $500 млн, США - $542 млн, Саудовская Аравия - $220 млн2. Еще около 20 стран выделили менее $100 каждая. Россия и страны Центральной Азии, участвовавшие в Токийской конференции, не смогли выступить в роли доноров Афганистана, но согласились участвовать в восстановлении его экономики.
Однако из обещанных на 2002 г. $1,8 млрд. Афганистан реально получил лишь $1,35 млрд3. Недополучение обещанных средств афганским правительством продолжалось и дальше, став хроническим. Это наряду с другими факторами (хищения, неэффективность экономического содействия, коррупция в среде афганских чиновников, нерациональное расходование средств) существенно замедлили экономическое возрождение страны.
В дальнейшем суммы международной помощи Афганистану возрастали. Так, на Берлинской конференции 2004 г. по Афганистану доноры обещали выделить стране $8,2 млрд. в течение 3-х лет. На следующей, Лондонской конференции, состоявшейся в 2005 году, сумма помощи возросла до $10,5 млрд. в т ...
Читать далее