В течение последних десятилетий на политической арене Афганистана важную, а в некоторые периоды определяющую роль играли религиозно-политические организации - партии моджахедов, а затем движение "Талибан".
Моджахеды ("борцы за веру"), захватившие власть после падения режима Наджибуллы в апреле 1992 г., объявили Афганистан исламским государством, а ислам - основой, которая определяла практически все аспекты общественных отношений. В ходе междоусобной борьбы между различными партиями моджахедов на политической арене появилась совершенно новая группировка - Исламское движение "Талибан" (ИДТ), члены которой называли себя талибами (талиб - студент, учащийся медресе). В сентябре 1996 г. талибы свергли власть моджахедов в Кабуле и создали собственный режим, провозгласив страну Исламским эмиратом Афганистан (ИЭА). По существу они выступили как продолжатели идей своих предшественников - моджахедов - и воплотили в жизнь ряд ключевых пунктов их политических программ, но уже в гораздо более жесткой форме.
Все аспекты общественной деятельности уже не на словах, а на деле подверглись исламизации, оказались подчинены религиозным нормам в радикальной интерпретации, имевшей мало общего с традиционным исламом в Афганистане. Жизнь людей была детально регламентирована с точки зрения соответствия их внешнего вида, поведения и поступков нормам ислама. Были запрещены музыка, телевидение, фото- и видеосъемка, многие виды изобразительного искусства и пользование Интернетом. К концу своего правления талибы превратили Афганистан в центр исламского экстремизма и прибежище террористов, установив тесные отношения с Усамой бен Ладеном и его последователями из организации "Аль-Каида".
МОДЖАХЕДЫ И ВЛАСТЬ: ТРУДНЫЙ ДИАЛОГ
С падением режима талибов в конце 2001 г. их противники - моджахеды - стали претендовать на лидирующие позиции в новой политической структуре Афганистана.
Но под давлением ряда государств, прежде всего США, сыгравших ключевую роль в борьбе против талибов, моджахедам пришлось поделит ...
Читать далее