Современные американские историки изучают многие стороны истории русского города периода феодализма. Более всего их внимание привлекают такие аспекты городской жизни России, как городской строй, управление городом, городская автономия, государство и город, городские реформы, место города в социально-политической структуре общества, город и природа русского общества, городская буржуазия, менталитет горожан. Как правило, изучение города происходит в сравнительно-историческом плане, под углом зрения выяснения общего и особенного в истории русского и западноевропейского города, с целью получить ответы на следующие вопросы: насколько и в каких проявлениях русский город был похож на западноевропейский и насколько и в каких аспектах он от последнего отличался? В свою очередь, ответы на эти вопросы рассматриваются в контексте фундаментальных проблем о путях развития России и Запада, о причинах и судьбах российских революций начала XX века.
Хотя многие идеи, господствующие в американской славистике, восприняты от русской либерально-буржуазной историографии, было бы неверно думать, что в настоящее время все американские авторы остаются эпигонами наших дореволюционных историков. Современные американские руссисты вырабатывают собственные подходы, применяют порой оригинальную методику исследования, используют иные, чем прежде, концептуальные рамки анализа. Эти новые тенденции, нашедшие отражение и в городоведческих работах, до сих пор не привлекали внимания советских исследователей 1 . Между тем они заслуживают серьезного анализа по двум причинам. Во-первых, наиболее распространенные идеи в американском городоведении направлены против марксистской историографии, а историки, их разделяющие, вольно или невольно преследуют политические задачи - доказать неприемлемость для остального мира, прежде всего для Запада, советской модели развития ввиду якобы несхожести исторического процесса в России и западноевропейских странах до Октябрьской революции. Во-вторых, определенная часть амер ...
Читать далее