Эпоха Просвещения - время усиления культурных взаимодействий народов. Их изучение ведется, однако, преимущественно на материале высокой культуры, со сферой которой в большинстве случаев в целом отождествляется культура Просвещения. Научное описание контактов на уровне народного сознания не только дает всестороннее представление о той эпохе, но оно важно и в методологическом плане.
Тем большее внимание привлекает работа доктора исторических наук А. С. Мыльникова (Ленинградское отделение Института этнографии АН СССР). Она посвящена социально-утопической легенде о герое-избавителе, которая в 60- 70-е годы XVIII в. получила распространение как в России, так и в других славянских землях и была связана с фигурой Петра III (в народных представлениях она бытовала в образе либо царя, либо наследника русского престола, русского принца).
Эта легенда, обстоятельно исследовавшаяся этнографами, историками и ранее, впервые поставлена автором в широкий контекст межславянских культурных взаимоотношений. Учитывая, что народные представления обычно слабо фиксируются в источниках, он сосредоточивает внимание на "звездных часах народного духа", на тех моментах, "когда социальная напряженность достигает максимального накала", когда народная масса "обретает собственный голос" (с. 9).
В книге прослежены зарождение, бытование и модификации этой легенды в России, особенно в годы Крестьянской войны под руководством Е. Пугачева; в Черногории, где в 1766 - 1773 гг. действовал талантливый организатор освободительного движения Степан Малый, своим окружением отождествлявшийся с Петром III; в чешских землях во время крестьянского восстания 1775 года. При этом автор подчеркивает различия в интерпретации легенды, в России и Чехии имевшей социальную направленность, а в Черногории - национально-освободительную окраску.
Опираясь на работы предшественников, привлекая новые архивные документы из советских и зарубежных хранилищ, заново внимательно прочитывая уже известные материалы, А. С. Мыльников пок ...
Читать далее