WANG DI. THE TEAHOUSE. SMALL BUSINESS, EVERYDAY CULTURE, AND PUBLIC POLITICS IN CHENDU, 1900 - 1950. Stanford : Stanford University Press, 2008. XIII, 355 p., ill*.
Вторая монография Ван Ди1 посвящена специально чайным его родного города. Считается, что обычай пить чай возник еще во времена Западного Чжоу в Сычуани - родине чая. Культура чаепития как части общественной жизни имеет здесь давние традиции, сохранению которых способствовала существующая вплоть до начала XX в. относительная изолированность и труднодоступность региона. Когда после прокладки новых транспортных путей многочисленные путешественники, как китайские, так и иностранные, стали прибывать в Чэнду, они оставили о городских чайных много восторженных отзывов, из которых становится понятно, что культура чайных Чэнду - нечто особенное, отличное от чайных других китайских городов.
Эту особость и пытается выявить Ван Ди. Читатели его первой книги помнят, что для него как ученого важно не столько описать явление, сколько показать, как оно трансформировалось в новое время и насколько эти изменения были благоприятны для народа. Первые пятьдесят лет XX в. - время постоянных изменений в городской жизни путем вестернизации, отсюда -экономические, социальные, политические и культурные сдвиги в общественной, "уличной", пользуясь терминологией Ван Ди, культуре Чэнду. Возрастающая роль государства приводит к утрате уникальности местных культур, и Ван Ди ставит перед собой задачу рассмотреть, как это происходит и насколько необратимы изменения. Чайные Чэнду для него - квинтэссенция местной культуры, самое яркое проявление ее самобытности.
Книга организована скорее тематически, чем хронологически, т.е. хронология заключена внутри темы. Такая структура чревата повторами, что ощущает и сам автор, признавая тем не менее, что она наиболее удобна для решения поставленных им задач.
Как явствует из названия первой части - "Чайные", в ней рассказывается о самих чайных: чайные как малый бизнес; гильдия владельцев чайных; труд ...
Читать далее