New Delhi: Permanent Black, 2012. 280 p.*
Среди обширного массива исследований индийской модернизации особое место занимает анализ социокультурных процессов, происходивших в XIX - начале XX в. в Бенгалии - передовой провинции Британской Индии, своеобразном месте встречи традиционного общества с Западом. Терминологически весь комплекс этих процессов обозначался как "Бенгальский Ренессанс/Возрождение", что само по себе вызывало дискуссии между противниками и сторонниками использования этого термина в описании духовного, интеллектуального, социального, политического и культурного движения элит Калькутты и других бенгальских городов. И те, и другие при обосновании своих позиций нередко демонстрируют очевидную тенденцию придания онтологического статуса этому термину, тогда как он имеет эпистемологическое значение (даже если принимать во внимание факт осознания самими бенгальскими интеллектуалами своей эпохи как "ренессанса"). За термином "Бенгальский Ренессанс" скрыты "системы символического описания" (П.А. Флоренский), каждая из которых по-своему представляет и интерпретирует эпоху в зависимости от методологических позиций автора.
Большинство исследований Бенгальского Ренессанса в XX в. исследования религиознои социально-реформаторской, политико-правовой, просветительской и культурной практики; книги и статьи о деятельности корифеев эпохи в историческом контексте явно преобладали над работами, посвященными истории мысли. Нельзя сказать, что это было связано с дефицитом методологических подходов к анализу эпохи, - скорее с желанием продолжать сложившиеся традиции ее изучения в испытанных парадигмах мышления.
В начале XXI столетия попытку исследования Бенгальского Ренессанса на принципиально иных методологических основаниях, благодаря которым эпоха предстает как история мысли, как творческий период в истории культуры, предпринял автор рецензируемого труда, индийский ученый, специалист в области философии науки, директор Института когнитивной науки Университета Луизианы (г ...
Читать далее