Разговорно-бытовые фразеологизмы в прозе Салтыкова-Щедрина
В арсенале художественно-изобразительных средств М.Е. Салтыкова- Щедрина большое место занимают разговорно-бытовые фразеологизмы. Широкое использование писателем разговорной лексики, в первую очередь устойчивых словосочетаний, определялось экспрессивностью народных выражений, их красочностью и образностью.
Творчески развивая традиции Н.В. Гоголя, Салтыков-Щедрин обращается к народной речи как к неиссякаемому источнику меткости, точности и колоритности языка. Семантическая двуплановость, повышенная экспрессивность и образность фразеологизмов помогли автору "Господ Головлевых" с наибольшей силой выразить отношение к изображаемому: любовь к народу и ненависть к тем, кто паразитирует за его счет.
Неизменная вера в народ не мешала Салтыкову-Щедрину зло высмеивать его отрицательные стороны, что привело к односторонней трактовке художественного дарования великого писателя как исключительно сатирического. Произведения Салтыкова-Щедрина, поэтизирующие высокие нравственные черты характера русского человека (религиозность, сострадание к обездоленным, доброта и др.), замалчивались критикой. Между тем положительные герои писателя - представители трудового люда. Их души широко открыты добру, правде и свету.
К словам и оборотам живой народной речи Щедрин прибегает при характеристике персонажей, среды их обитания, в публицистических рассуждениях по поводу описанного. Например, "Второй рассказ подьячего" из цикла "Губернские очерки", открывшего хронику русской общественной жизни, созданную писателем, начинается словами: "А вот городничий у нас был (...) подлинно гусь лапчатый..." И далее: "Начальство наше все к нему приверженность большую имело, потому как, собственно, он из воли не выходил и все исполнял до точности: иди, говорит, в грязь - он и в грязь идет, в невозможности возможность найдет, из песку веревку совьет, да ею же кого следует и удавит" (Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 10 т. М., 1988. Т. 1. С. 48; далее - т ...
Читать далее