15 декабря 1825 г. в Петербурге распространились слухи о том, что после подавления восстания на Сенатской площади один из братьев Бестужевых со своей командой пробился в Адмиралтейство и захватил корабль. Гвардейская пехота и кавалерия окружили моряков, но Бестужев пригрозил взорвать корабль, и гвардейцы отступили. Стопушечный корабль, ломая лед, вышел в Неву и отправился в Кронштадт... Там и укрепились восставшие, спасшиеся после разгрома1 . Имели ли эти слухи основания? Какое место занимали флот и Кронштадт в планах декабристов?
История Северного общества декабристов освещалась в трудах и дореволюционных и советских исследователей. Однако в литературе до сих пор не получил должного отражения вопрос о "морской управе", или "отрасли", Северного общества и о намерениях декабристов одновременно с восстанием в Петербурге организовать выступление в Кронштадте и использовать военные корабли для вывоза за границу членов императорской фамилии. При изучении этой темы следует различать "морскую управу" Северного общества и самостоятельное "Общество Гвардейского экипажа". Оно было основано не позднее весны 1824 г. лейтенантом А. П. Арбузовым и мичманом А. П. Беляевым. К моменту восстания под их влиянием находились офицеры экипажа П. П. Беляев, В. А. Дивов, Б. А. Бодиско, М. А. Бодиско, В. А. Шпейер, В. М. Тыртов, Н. П. Окулов и Е. С. Мусин-Пушкин. Руководители моряков- гвардейцев написали "статуты", определявшие цель тайной организации, обдумывали планы государственного переворота, вели агитацию в среде матросов Гвардейского экипажа. Связь этого общества с Северным установилась только в декабре 1825 г., когда в Северное общество был принят лейтенант А. П. Арбузов2 .
В предлагаемом очерке рассказывается прежде всего о "морской управе" Северного общества, то есть о тех морских офицерах, которые были приняты К. Ф. Рылеевым в Северное общество с тем, чтобы организовать восстание в Кронштадте. Кроме того, в нем рассматривается и попытка офицеров Гвардейского экипажа привлечь кро ...
Читать далее