ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИТУАЦИЮ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Ю. МОРОЗОВ, Кандидат военных наук, профессор
Республика Казахстан - наш крупнейший и, как сейчас принято говорить, "стратегический" сосед. У России с Казахстаном - самая протяженная в мире - более 7,5 тыс. км. - государственная граница. Отношения наших двух стран и прежде были хорошими, трудно припомнить хотя бы один эпизод, который омрачал бы их. Сотрудничество и дружба Казахстана и России укрепились и получили импульс к дальнейшему развитию в результате состоявшегося в январе 2005 г. визита президента Нурсултана Назарбаева в российскую столицу. Н. Назарбаев и В. Путин подписали соглашение о делимитации российско-казахстанской границы - переговоры об этом велись с 1959 г. Одновременно были достигнуты договоренности о разделе и совместной эксплуатации крупнейшего Имашевского газоконденсатного месторождения, расположенного на границе с Астраханской областью.
У российско-казахстанского сотрудничества - богатая история и очень хорошие перспективы. Одно из направлений такого сотрудничества - военно-политическое. О важнейших его аспектах, проблемах и путях развития рассказывается в статье, которую мы сегодня публикуем.
Происшедшее более 10 лет назад изменение политической ситуации и государственных границ в Центральной Азии, связанное с появлением в этом регионе пяти новых стран - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - создает новую ситуацию в обеспечении безопасности и защите национальных интересов России в этом регионе. Сейчас ясно, что события здесь развиваются во многом не так, как предполагалось в 1991 - 1993 гг., когда эти молодые государства только формировали свою внешнюю политику. Не все из этих стран являются сторонниками коллективной безопасности. В трех из них - Узбекистане, Киргизии и Таджикистане появились американские авиабазы, которые обеспечивают действия многонациональных сил НАТО в Афганистане, и неизвестна их судьба, когда необходимость их работы на афганском направлении отпадет. Интеграционные процессы в рамках СНГ скорее декларируются, чем проводятся в жизнь на практике, а подчас и встречают сопротивление. Поставленную более 10 лет назад задачу создания единого экономического и военно-политического пространства решить не удалось и вряд ли удастся в обозримой перспективе.
Между тем, обеспечение безопасности в этом регионе, несомненно, относится к числу важнейших проблем, стоящих сегодня перед Россией. В непосредственной близости от границ с новыми центрально-азиатскими странами проходят основные коммуникации, связывающие ев-
стр. 33
ропейскую часть страны с Восточной Сибирью и Дальним Востоком, а также с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь же расположены крупнейшие промышленные центры, включая центры ядерной и ракетно-космической отраслей, места дислокации крупных воинских соединений. Исключительно важно поэтому обеспечить, как минимум, обстановку сотрудничества и доверия между Россией и государствами региона и, как максимум, - теснейшее военно-политическое сотрудничество между ними. Важнейшее звено такого сотрудничества - Республика Казахстан (РК).
Важность эта определяется не только тем, что Республика Казахстан имеет самую протяженную границу с Россией, но и тем, что через территорию этой страны проходят наземные коммуникации, связывающие нашу страну с другими центрально-азиатскими государствами - Туркменией, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, а также с Китаем. Кроме того, наши экономики связаны теснее, чем экономики любых двух других государств СНГ. Плавильные агрегаты российских металлургических заводов и котлы тепловых электростанций изначально строились под экибастузский уголь, на другом они просто работать не могут. А химические предприятия Казахстана - под сырье из Казани, Волгограда и Саратова. И хотя многие агрегаты ряда отраслей реконструируются и уже перестроены под собственные ресурсы, оставшихся подобных связей еще много, и взаимозависимость экономик еще долго будет оставаться важным фактором политических отношений двух государств.
Впрочем, особых оснований для беспокойства на этот счет пока нет. Наши отношения все последние годы отличаются интенсивностью, высоким уровнем всестороннего сотрудничества, солидной договорно-правовой базой - всего между нашими странами существует более 260 договоров и соглашений. Определенный вклад в упрочение этих отношений вносит наличие в Казахстане космодрома Байконур, уникальных испытательных полигонов Министерства обороны России, ряда объектов системы предупреждения о ракетном нападении. Все эти объекты - имеют значение не только как дополнительный фактор военной защиты самого Казахстана, но и приносят в казну республики значительные валютные поступления, поскольку наши отношения в этой части поставлены на взаимовыгодную финансовую основу.
ДВЕ АРМИИ - ОДНА ЦЕЛЬ
В период развала СССР Казахстан был одним из немногих сторонников сохранения приоритета военно-политических и экономических связей с Россией. Население и политическая власть страны выступают за активизацию интеграционных процессов между бывшими союзными республиками в области безопасности. Республика Казахстан - одно из государств - участников СНГ, подписавших его Устав, Положение об уставных органах Содружества и активно участвует в работе этих органов. Казахстан - член Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), подписал Конвенцию коллективной безопасности и другие основополагающие документы, направленные на обеспечение региональной безопасности. Республика принимает непосредственное участие в создании правовой базы функционирования Коллективных сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР), является активным участником Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), проводит согласованную с Россией политику по поиску совместных решений в области безопасности.
Руководство Казахстана понимает, что интересы национальной безопасности наших стран теснейшим образом связаны. Отсюда - наши тесные союзнические отношения в военной области. Основа этих отношений - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и Договор о военном сотрудничестве.
Всего, начиная с 1992 г., Россия заключила с Казахстаном 53 договора и соглашения в военной области. Из них межгосударственных - 16, межправительственных - 25, межведомственных - 12; из подписанных соглашений 12 полностью реализованы.
Наиболее значительным событием в развитии российско-казахстанских отношений в военной сфере стало подписание в Москве в марте 1994 г. Договора о военном сотрудничестве и Соглашения об аренде космодрома Байконур. На их основе впоследствии был подписан солидный пакет российско-казахстанских документов, из которых наиболее важные - соглашения об аренде Россией казахстанских полигонов, о статусе российских воинских формирований, находящихся на территории Республики Казахстан и другие.
Не все проходило гладко. В казахстанском парламенте достаточно болезненно для Москвы обсуждалась тема использования и аренды российской стороной полигонов: 4-го государственного испытательного, Сарышагана, Эмбы, объектов и боевых полей 929-го летно-испытательного центра. Депутаты, а также мно-
стр. 34
гие представители казахстанской общественности высказывали беспокойство в связи с обеспечением экологической безопасности функционирования этих объектов. Замечу, что, в соответствии с заключенными соглашениями, территория ряда полигонов была сокращена, высвободившиеся площади переданы Республике Казахстан, причем все находившиеся на них объекты переданы государственным организациям страны в рабочем состоянии.
Успешно развивается сотрудничество в подготовке кадров для Вооруженных сил Казахстана. В настоящее время в вузах Минобороны России проходят обучение около тысячи военнослужащих страны, причем число обучаемых из года в год не снижается. Подготовка офицеров для казахстанской армии ведется на специальных факультетах (отделениях) более чем 40 военно-учебных заведений Минобороны РФ по единым с российскими военнослужащими учебным планам и программам.
Регулярно проводятся совместные мероприятия по проверке оперативной и боевой готовности, в том числе с участием и под руководством министров обороны России и Казахстана; мероприятия с боевой стрельбой, причем на территориях как России, так и Казахстана. В соответствии с планом совместных мероприятий оперативной подготовки Вооруженных сил государств - участников СНГ в 2004 г. на территории Казахстана прошли совместные учения контртеррористической направленности - "Южный щит Содружества 2004".
Неплохо развивается сотрудничество по производству оборонной продукции, опирающееся на межправительственное российско-казахстанское соглашение о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей от 26 марта 1994 г. В соответствии с тем же соглашением проводятся встречные поставки продукции военного назначения.
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Таким образом, между нашими двумя государствами пока нет серьезных проблем в военно-политических сферах. И это крайне важно, потому что в ЦАР более, чем достаточно потенциальных угроз и вызовов национальным интересам как России, так и Казахстана. Назовем некоторые из них:
- наличие вблизи границ РФ и РК или границ их союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности; прежде всего это так называемые "тлеющие конфликты" в Афганистане, Таджикистане и других странах;
- нестабильность и слабость государственных институтов в приграничном с Россией и Казахстаном Афганистане;
- территориальные претензии к государствам, угроза политического или силового отторжения от них отдельных территорий (здесь приходится признать наличие в России "национал-патриотических" сил, постоянно будирующих проблемы "северных территорий Казахстана" и "ущемления прав русскоязычного населения");
- вмешательство во внутренние дела РФ и РК со стороны иностранных государств или организаций (не исключено, что со временем угроза такого вмешательства может возникнуть в связи с трениями между Россией и Казахстаном по проблемам Каспийского моря либо по поводу усиления военно-морского присутствия Казахстана в этом регионе при поддержке США, против чего выступает Россия);
- наращивание группировок войск третьих стран, а также войск НАТО в районах, граничащих с РК и РФ под предлогом "борьбы с терроризмом" и демонстрация военной силы вблизи границ наших двух стран;
- расширение военных блоков и союзов в ущерб России и Казахстана и их союзников (вызывает определенное беспокойство стремление НАТО к продвижению на Восток);
- деятельность радикальных международных группировок, усиление позиций исламского экстремизма;
- ввод иностранных войск без санкций Совета Безопасности ООН на территории сопредельных и дружественных РФ и РК государств;
- вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России и Казахстана, аналогичные объекты их союзников, а также на миротворческие контингента наших государств, действующие в третьих странах (такие провокации имели место, в частности, в Таджикистане при проведении там операций российскими и казахстанскими миротворцами);
- действия, затрудняющие доступ России и Казахстана к стратегически важным транспортным коммуникациям;
- дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ и РК в зарубежных государствах.
В Астане внешние угрозы связываются главным образом с ближайшим окружением. Перманентное обострение отношений Казахстана с соседними государствами может возникнуть в связи со все более часто будирующимся в этих странах вопросом о легитимности нарезки границ Казахской ССР в рамках Советского Союза. Некоторые полито-
стр. 35
логи считают, что со временем потенциальным оппонентом Казахстана по ряду вопросов может выступить и Китай.
В настоящее время определились наиболее вероятные направления возможной военной конфронтации. Наибольшее беспокойство казахстанского руководства вызывает положение на севере Афганистана и в Узбекистане. Это беспокойство настолько велико, что принято решение о переброске дополнительных войсковых частей и соединений в граничащую с Узбекистаном Южно-Казахстанскую область.
"СЮРПРИЗЫ" НЕ ИСКЛЮЧЕНЫ
Справедливости ради следует отметить, что ни одна из перечисленных выше угроз национальным интересам России и Казахстана не привела к обострению ситуации и появлению реальной возможности вооруженного конфликта. На сегодня уровень военной опасности в данном регионе как для РФ, так и для РК следует оценить как невысокий. Но какие-то непредсказуемые события, как учит нас опыт последних лет, и, как следствие, дисбаланс политических отношений в этом регионе могут возникнуть буквально каждый день, и потенциальные угрозы безопасности России и Казахстана в одночасье могут превратиться в вполне реальные. Кроме того, в Казахстане, как считают российские эксперты, есть довольно много и внутренних угроз национальной безопасности.
Эти угрозы проистекают из-за неустойчивости экономического развития и недостаточных темпов развития большинства отраслей экономики. Плюс неурегулированность межнациональных отношений при приблизительном количественном равенстве титульной нации и основного формального меньшинства - русскоязычного населения. Конфликты на межнациональной почве, в которых участвуют русскоязычные граждане Казахстана, вызывают рост этнополитической напряженности в стране и прямо затрагивают национальные интересы России. Хотя информация о таких конфликтах в российской и казахстанской прессе крайне скудна, в больших или меньших масштабах они происходят постоянно, как не прекращается поток русских беженцев из РК. Эти конфликты происходят в основном из-за нерешенности вопросов гражданско-правового и политико-экономического статуса русской диаспоры в Казахстане. Не следует недооценивать эту проблему. Несмотря на кажущуюся незначительность этих конфликтов, в перспективе они могут нарастать или привести к неожиданным вспышкам и даже к серьезному конфликту между двумя государствами.
Вывод о том, насколько все это серьезно, можно сделать, обратившись к примеру соседних с Казахстаном государств. Известно, что в Таджикистане осталось всего 80 тыс. русскоязычного население из 400 тыс., проживавших здесь ранее, причем "выдавливание" русских из этой страны продолжается.
Российско-казахстанские отношения омрачает расширение масштабов организованной преступности, терроризма, наркопотоков, незаконного оборота и поставок оружия и боеприпасов по обе стороны границы. Серьезнейшие проблемы для двух стран создает "прозрачность" и необустроенность границ между ними. Эта "прозрачность" позволяет процветать транснациональным организованным преступным группировкам, занимающимся контрабандой. В сторону России следуют потоки наркотиков, оружия, цветных металлов. В Казахстан переправляются краденые автомобили, боеприпасы и горюче-смазочные материалы. И в той, и в другой стране формируются этнические преступные группировки, связанные железной дисциплиной и круговой порукой, борьба с которыми крайне трудна и опасна. Масштабы действий этих группировок, контролирующих целые регионы и отрасли промышленности, создают прямую и притом постоянно растущую угрозу национальной безопасности обеих стран.
Россия в меру своих сил и возможностей внимательно отслеживает эти процессы и борется с преступными сообществами. Но ее возможности ограничиваются пределами собственной страны, а преступники, совершившие правонарушения, нередко находят укрытие в соседних государствах, в том числе в Казахстане, причем власти под разными предлогами не спешат выдавать "своих" российским властям. Иные "горячие головы" предлагают ответить на это сокращением масштабов легального сотрудничества, а то и закрытием границ. Идти на это ни в коем случае нельзя. Мы сразу же в результате осложним положение русских, проживающих в центрально-азиатских государствах, толкнем эти страны "в объятия" западных политиков, стремящихся укрепить влияние своих государств в этом регионе, создадим дополнительную напряженность на границах России с этими странами. Надо искать другие способы предотвращения угрозы распространения преступности, экстремизма и терроризма со стороны региона Центральной Азии.
Как представляется, в борьбе с этими явлениями все большую роль будет играть армия. Это значит, надо искать способы расширения и развития военного сотрудничества с Казахстаном.
Это сотрудничество - очень сложный процесс, требующий учета множества факторов и чрезвычайно взвешенных политических шагов и решений, которые не повлекли бы нарушения стабильности в ЦАР.
ЕДИНОЕ ОБОРОННОЕ ПРОСТРАНСТВО НЕОБХОДИМО
Интересы национальной безопасности Казахстана требуют создания единого оборонного пространства с Россией, Узбекистаном и Киргизией. Именно совпадение стратегических интересов обусловило то, что Казахстан и Россия заключили договоры, предусматривающие взаимные обязательства по обороне в случае агрессии в отношении одной из сторон. Для успешного отражения такой агрессии необходима военная интеграция и с другими дружественными государствами Центрально-Азиатского региона.
В настоящее время практически все государства - члены СНГ, включая центрально-азиатские республики, - в той или иной мере осознали необходимость разработки общей системы безопасности. Предпринимаются шаги по определению ее структуры и принципов функционирования, по вопросам управления различными
стр. 36
видами войск и военными группировками.
Задача создания коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) впервые в широком и конкретном плане была обсуждена на состоявшемся в мае 2001 г. саммите государств СНГ-членов Договора коллективной безопасности (ДКБ). Тогда же президенты стран-членов Договора подписали соглашение о создании КСБР. Первоначально в порядке эксперимента было решено создать воинскую часть КСБР на центрально-азиатском направлении из подразделений России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Тогда же было принято решение создать комитет штабов ДКБ в Бишкеке с тем, чтобы приблизить орган оперативного принятия решения к этому "горячему региону".
На ереванском саммите была сформулирована следующая цель создания КСБР: создать мобильные вооруженные силы, базирующиеся на единой боевой системе управления, включающей средства и системы информационных технологий, точного наведения, уничтожения авиации и ракет противника, обеспечение ведения боевых действий в любой обстановке.
Следующим шагом к созданию региональных зон коллективной безопасности стала майская, 2002 г. сессия Совета коллективной безопасности государств - участников ДКБ. К этому времени созрели все предпосылки преобразования Договора в организацию более высокого статуса, а именно - в Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Встал вопрос и о создании межгосударственного объединенного военного штаба, который занялся бы вопросами взаимодействия военных структур стран - членов ОДКБ, а также дальнейшим развитием военно-технического сотрудничества.
"ЛОКОМОТИВ", КОТОРЫЙ МОЖЕТ "ПОВЕЗТИ" ЗА СОБОЙ ВЕСЬ РЕГИОН
Возникает вопрос: какие из стран СНГ могли бы возглавить как налаживание эффективной работы ОДКБ, так и дальнейшую интеграцию экономических и военных структур во имя обеспечения общей безопасности?
Иначе говоря, взять на себя роль своеобразного "локомотива" по продвижению всего процесса дальнейшей интеграции экономических и военных структур стран - участников ОДКБ. По моему мнению, лучше всего с этой миссией справились бы Россия и Казахстан. Именно они в рамках ОДКБ достигли наибольшего прогресса в области военного сотрудничества. Этот тандем уже имеет развитую нормативно-правовую базу в области военно-технического сотрудничества, у этих государств общие системы вооружения и военная техника, их оперативные системы управления войсками совместимы. Налицо также единая система подготовки военных кадров, единая "штабная культура", опыт совместных военных действий в области миротворчества, отсутствие языкового барьера.
Возможно, потребуется время для того, чтобы остальные государства - члены ОДКБ - в полной мере оценили эффективность этого "локомотива" - тандема Россия - Казахстан. А пока они раздумывают, нелишне предпринять новые шаги по развитию военно-технического, а в более широком плане - и экономико-политического - сотрудничества РФ и РК. Эти шаги, кстати, выполнят роль дополнительных аргументов в пользу будущего тандема. В числе таких шагов наиболее существенными и значимыми могли бы быть такие:
- дальнейшее развитие интеграционных процессов между Россией и Казахстаном, как в двустороннем плане, так и в рамках СНГ, в экономической, кредитно-денежной, политической, военной и гуманитарной областях на основе Договора о коллективной безопасности;
- более глубокое согласование военно-технической политики по производству, закупкам, поставкам в национальные Вооруженные силы военно-технического имущества, а также в сфере подготовки военных специалистов для национальных вооруженных сил обоих государств;
- сохранение и совершенствование форм военного присутствия России на территории Казахстана;
- закрепление и наращивание политическими и экономическими методами авторитета РФ и РК в таком важном геостратегическом регионе, как Центральная Азия.
Проведение такой согласованной политики, несомненно, благотворно сказалось бы на общем политическом климате в регионе и наверняка ускорило бы решение многих задач, включая углубление экономической интеграции, повышение эффективности антитеррористических мероприятий, формирование единой миграционной политики.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |