22 октября 1962 г. в Претории, столице расистской ЮАР, состоялся суд над лидером Африканского национального конгресса Нельсоном Манделой, до сих пор томящимся в тюрьме. Мандела, названный реакционной прессой ЮАР "преступником N 1", сумел превратить судебный процесс в обвинительный акт против расистов. На суде он заявил: "Много лет назад, когда я еще мальчиком рос в своей деревне в Транскее, я слушал рассказы стариков из нашего племени о старых добрых временах, до прихода сюда белого человека... Тогда страна принадлежала нам, мы руководствовались своими интересами и жили по своим законам. Нам принадлежали поля, леса и реки; мы добывали из земли минералы и пользовались богатствами своей прекрасной страны. Старики рассказывали о войнах, которые вели наши предки в защиту родины, равно как о подвигах, свершавшихся военачальниками и воинами в те героические дни".
Руководитель национально-освободительного движения современной Южной Африки подчеркнул, что героическая борьба коса, готтентотов, зулу и других племен против колонизаторов вдохновляет молодых людей сегодня на решительные действия против расизма. "Имена Дингаана и Бамбаты среди зулусов, Хинтса, Макана, Ндлабме... и других на севере звучали как гордость и слава всего африканского народа"1 . Такие герои национально-освободительного движения прошлого, как братья Стуурман, представители свободолюбивого племени готтентотов, тоже остаются в памяти африканцев мужественными борцами против колониализма и рабства.
В январском номере английского журнала "New Monthly Magazine" за 1828 г. было опубликовано письмо из Южной Африки ("Британское правление на мысе Доброй Надежды. Обращение с аборигенами"), подписанное инициалами Т. П. Письмо принадлежало перу известного журналиста, поэта и общественного деятеля Томаса Прингла2 . Он рассказывал правду о трагической судьбе Дэвида Стуурмана, "последнего вождя готтентотов". Отклики на письмо не заставили себя долго ждать. Их авторы искренне возмущались "поистине бесчеловечной политик ...
Читать далее