Автор: Владимир Рожнов
М.: Ad Marginem, 2009
Вскоре после Первой мировой войны Юнгер дебютировал с книгой окопных дневников "В стальных грозах", сразу получив признание. Наработанные в дневниках художественные приемы легли в основу авторского стиля. Юнгер умел отстраненно писать о трагических событиях истории, уходя от мелких бытовых подробностей. Ему не откажешь в наблюдательности, в умении литературно описать отдельную вещь или отдельное событие, но внимательность к деталям сочетается у него с даром схватывать общее, дух событий, их "гештальт". Детали быта - то, что обычно принимают за исчерпывающую "реальность", "действительность", - изображаются им постольку, поскольку они отражают жизнь духа, движение истории.
1920-е годы стали временем слабой, апатичной Веймарской республики. Юнгер пишет политическую публицистику, критикуя веймарскую демократию с крайне правых позиций. В окопах Первой мировой он пережил на себе крах буржуазного миропорядка с его идеалами разумного эгоизма, утилитаризма и прогрессизма, и почувствовал рождение принципа тотальности, как такой силы, которая "захватывает человека целиком с корнями его бытия и извлекает из него те силы, о существовании которых он и не ведал, а их потеря лишает человека его сущностного измерения, переводя их в план инструментального бытия" (по определению Ю. Н. Солонина). То, что Юнгер смутно уловил во время создания своих военных дневников, позже отлилось в философскую форму в произведении "Рабочий". Этот труд ввел его в круг философов и положил началу длительной дружбе с крупнейшим философом XX века Мартином Хайдеггером.
В середине 30-х Юнгер уже состоявшийся писатель, философ и политический деятель. К этому времени относится его первый художественный роман "На мраморных утесах" (работу над ним он начал в 1937 году, а вышел роман в 1939). Автор выбирает для своего произведения язык "магического реализма", когда автобиографические детали, события современной политической жизни Германии накладываются на мифологический сюжет, в котором сходятся в борьбе архетипические герои: народ оседлых земледельцев и виноградарей, кочевые пастушьи племена против отрядов Старшего лесничего. Народы земледельцев и кочевников умеют жить своим трудом в единстве с природой. Банды Старшего лесничего сеют ужас, насилие, разрушение. Под Старшим лесничим нетрудно угадать его исторический прототип - Гитлера. Главный герой романа, от лица которого ведется повествование, - альтер эго автора. Он находится в позиции стороннего наблюдателя за ходом истории. До последнего собирая гербарий в своем имении, он только к развязке вступает в борьбу с бандами Старшего лесничего и, избежав общей трагической участи, покидает страну.
Если говорить об основной идее романа, он посвящен человеческому страху и поиску тех ценностей, которые позволяют его преодолеть. Размышляя о страхе в людях, Юнгер как-то заметил: Голый страх всегда призывает ужасную кару. Тот, кто убегает, словно приглашает к преследованию <...>. Как люди мы несем некую печать суверенности, сломать каковую непросто, если только мы сами ее не повредим. Сама публикация романа связана с преодолением страха. Будучи одним из лидеров правых мыслителей, еще не приближенных к власти, Юнгер открыто выступил против режима Гитлера, хотя мог бы без труда войти в новую политическую элиту. "На мраморных утесах" - это размышление о человеке перед лицом исторической трагедии и, прежде всего, великолепный образчик языка и стиля.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |