Libmonster ID: KZ-459
Автор(ы) публикации: А. А. Кокошин

PHILIP H. BURGH, Jr. Elities in American History. The New Deal to the Carter Administration. Holmes and Meier Publishers. N.-Y. - Lnd. 1980, XII, 544 p.

Ф. БЕРЧ. Элиты в американской истории (От "нового курса" до администрации Картера)

Книга профессора Ратгерского университета Ф. Берча посвящена истории формирования - высшего эшелона исполнительной власти США - от Ф. Д. Рузвельта до Дж. Э. Картера включительно. Речь идет о президентах, вице-президентах, министрах, высших сотрудниках аппарата Белого дома, основных заместителях министров, послах в СССР, Англии, ФРГ и Франции, представителях США в НАТО. В рамках каждой администрации автор анализирует политические биографии десятков государственных деятелей, их связи с корпорациями и монополистическими группировками. Во многом Берч придерживается леволиберальных и радикальных позиций, которые свойственны таким буржуазным историкам и социологам США, как Г. Колко, У. Райт Миллс, У. Домкофф, Р. Престус.

Берч сообщает массу фактов, изложенных по определенной схеме и в исторической последовательности. По ходу своей работы он высказывает суждения о составе той или иной администрации. Представляет, в частности, интерес мнение Берча о составе администраций Р. Никсона и Дж. Форда с точки зрения представительства в них различных региональных группировок правящей элиты США. Вопреки довольно распространенному мнению, будто приход в Белый дом калифорнийца Никсона означал полную утрату традиционных доминирующих позиций восточным истэблишментом - той частью этой элиты, ядром которой служат монополии Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии - Берч показывает, что сам Никсон, выросший преимущественно в калифорнийской среде и во многом усвоивший ее политические нравы, задолго до своей победы на выборах 1968 г. установил связи с деловыми и политическими кругами Востока и Северо-Востока страны. В дальнейшем это отразилось на составе его администрации. Небезынтересно и то, что поддержка Никсона многими лидерами "большого бизнеса" Востока и Северо- Востока США усилилась после того, как из числа претендентов на президентский пост выбыл убитый Р. Кеннеди. До гибели последнего эти деятели делали ставку в основном на губернатора штата Нью-Йорк Н. Рокфеллера, поскольку только он, как наиболее либеральный претендент от республиканской партии, мог рассчитывать на победу над этим столь популярным представителем либерального крыла демократической партии (с. 235 - 237).

С приходом к власти Никсона на многих важных постах в его администрации оказались представители традиционного истэблишмента. Этими назначениями новый президент по вашингтонским "правилам игры" расплачивался за поддержку его кандидатуры на выборах 1968 года. Но свое ближайшее окружение - наиболее близких к президенту работников аппарата Белого дома (за исключением помощника президента по национальной безопасности Г. Киссинджера, предложенного президенту Н. Рокфеллером) - Никсон сформировал почти исключительно из калифорнийцев и южан, с трудом вписывавшихся в оформлявшиеся десятилетиями вашингтонские неформальные политические связи и конфликтовавших с представителями традиционного истэблишмента в администрации, которые составили по подсчетам Берча более 1 / 3 ее численности. Автор не дает четкой характеристики и оценки вашингтонских "центров силы", которые оказали сопротивление Никсону, в частности и потому, что стремились противостоять его попыткам усилить президентскую власть по отношению к конгрессу и федеральной бюрократии.

Многие американские авторы рассматривают политическое поражение Никсона, его уход в отставку как успешное "контрнаступление янки" против южан. Однако, показывает Берч, эти события не привели к немедленному восстановлению позиций традиционного истэблишмента на высшем уровне исполнительной власти, удельный вес которого в администрации Дж. Форда,

стр. 159


по подсчетам автора, оказался даже меньше, чем в предыдущей администрации - всего около 20% (с. 283). Плоды "контрнаступления янки" сказались в 1976 г. после победы на выборах кандидата от демократической партии, хотя сам новый президент Картер был южанином, во многом продуктом новой политической культуры "глубокого Юга". Большинство же членов его кабинета и их заместителей прошли подготовку в таких влиятельнейших организациях традиционной правящей элиты, как нью-йоркский Совет по внешним сношениям и созданная в 1973 г. Д. Рокфеллером "Трехсторонняя комиссия". В то же время Берч проходит мимо того факта, что доля представителей "восточного истэблишмента" в администрации Картера была несколько ниже, чем, скажем, в администрациях президентов-демократов Ф. Д. Рузвельта и Дж. Ф. Кеннеди. На ряде ключевых постов оказались деятели, явно связанные в первую очередь с интересами монополий Юга и Калифорнии. К ним, например, можно отнести бывшего министра обороны в администрациях Никсона и Форда первого министра энергетики в администрации Картера Дж. Шлесинджера и сменившего его на этом посту Ч. Данкена, министра юстиции Г. Белла, министра торговли Ф. Клатцника, министра городского хозяйства и сельского строительства М. Ландрю и др. (с. 509 - 511).

Руководство аппаратом Белого дома при Картере, как и при Никсоне, было сформировано почти исключительно из людей, близких президенту по предыдущей политической карьере, связанных в большей мере с монополиями Юга и Запада страны, нежели Востока. Большинство из ближайших помощников Картера также были приняты в штыки вашингтонским "светом", что в немалой степени способствовало ослаблению позиций этой администрации. На основе представленных Берчем данных можно выявить некоторые закономерности в формировании высшего эшелона исполнительной власти США. Уже в первые послевоенные годы обозначился натиск на позиции восточного истэблишмента, который отступал, активно сопротивляясь, переходя в "контратаки", подбирая себе союзников из других региональных группировок правящей элиты. Как было уже показано, тенденция к ослаблению позиции восточного истэблишмента продолжает действовать на протяжении ряда лет. Однако она реализуется не прямолинейно.

У нее есть приливы и отливы. Одновременно происходило усиление позиций представителей монополий Калифорнии, Техаса, "глубокого Юга" (а в последние годы и западных горных штатов).

Рецензируемая работа содержит значительный материал и для того, чтобы сделать выводы о характере и типах связей между монополистической верхушкой и государственным руководством страны. Из данных, приведенных автором, видно, что практически все высшие чины рассмотренных им администраций так или иначе были лично связаны с интересами ведущих промышленных корпораций и банков страны. Даже в тех случаях, когда такая связь поначалу не проявлялась, например, в столь явной форме, как участие в правлении корпорации или работа в той или иной престижной юридической фирме, обслуживающей ведущие монополии, она становилась все более зримой по завершении срока пребывания того или иного деятеля на государственном посту. Так, Дж. Шлесинджер, до прихода в администрацию Никсона - профессор экономики Вирджинского университета и руководитель отдела в калифорнийской исследовательской организации "РЭНД корпорейшн" (ее главным подрядчиком является Пентагон), в краткий промежуток между пребыванием в качестве министра обороны в республиканской администрации и постом министра энергетики в администрации Дж. Картера успел занять пост в совете директоров крупной компании "Корнинг гласе уорке", тесно связанной с интересами Рокфеллеров (с. 326). Киссинджер, после 8 лет пребывания на посту помощника президента по национальной безопасности, а затем государственного секретаря, стал высокооплачиваемым консультантом "Чейз Манхэттен бэнк" и ряда других крупных банков и т. п. В целом для многих американских деятелей, делающих политическую карьеру, перспектива попасть в правления крупных корпораций или в число их консультантов является одним из важнейших стимулов их деятельности, прямо или опосредствованно сказывается на их социальной и политической философии. В то же время было бы неверным напрямую замыкать их политическое поведение на конкретных интересах тех монополий, с которыми они связаны, что довольно часто делает в своей работе Берч, игнорируя тем самым всю систему господства монополий в государственном аппарате США.

стр. 160


На базе приведенных в книге данных можно выделить следующие типы деятелей, формировавших в рассмотренный в книге период высший эшелон исполнительной власти:

- лица, непосредственно входящие в верхушку монополистической элиты страны - либо как владельцы крупнейших состояний, пакетов акций ведущих промышленных монополий и банков, либо как президенты этих корпораций, которые также очень быстро становятся крупными собственниками, получив назначение на высший управленческий пост (к этому типу можно отнести, например, вице-президента в администрации Форда Н. Рокфеллера, министра обороны в администрации Д. Эйзенхауэра Ч. Уилсона, бывшего до этого президентом "Дженерал моторз", крупного банкира Д. Диллона, ставшего министром финансов в администрации Кеннеди, министра обороны при Дж. Кеннеди и Л. Джонсоне, бывшего президента "Форд моторз" Р. Макнамару);

- близкими к отмеченной выше категории являются политически активные предприниматели, не входящие в монополистическую элиту, но состоящие в правлениях многих крупнейших корпораций, занимающие вторые-третьи посты в управлении одной из этих компаний; либо возглавлявшие на отдельных этапах своей карьеры корпорации "второго эшелона" (к этой группе можно отнести специального помощника президента по внешнеэкономической политике, затем министра торговли в администрации Никсона П. Питерсона, бывшего перед этим президентом чикагской "Белл энд Хауэлл компани" и входившего в состав правлений "Иллинойс Белл телефон" и "Ферст нэшнл бэнк оф Чикаго" (с. 485), министра финансов в администрации Картера М. Блюменталя, бывшего перед этим вице- президентом "Краун Корк Интернэшнл", президентом "Бендикс корпорейшн" и членом правления "Эквитэбл лайф иншуренс" (с. 502);

- "суперюристы", основное занятие которых, когда они находятся вне правительства, юридическая практика по обслуживанию интересов ведущих корпораций и банков; при этом подавляющее большинство деятелей этой категории одновременно входит в правления нескольких корпораций, но служба в этих правлениях, как правило, не является для них столь же поглощающим энергию делом, как работа в юридической фирме по обслуживанию клиентов "из большого бизнеса". В числе видных представителей этой группы можно назвать бывшего государственного секретаря в администрации Картера С. Вэнса, бывшего министра обороны (в последний год администрации Джонсона) К. Клиффорда, бывшего руководителя аппарата Белого дома (в последний год администрации Картера) Дж. Уотсона и др.;

- профессиональные политические деятели, не входящие в правления крупных компаний и не имеющие закрепленных за ними мест в престижных юридических фирмах, но располагающие, однако, стабильным кругом друзей-"доноров", состоящим из крупных и средних бизнесменов, финансирующих значительную часть их политических кампаний; прежде чем попасть в кабинет министров, они проходят долгую службу на выборных должностях (в сенате или палате представителей конгресса США, на посту губернатора штата или мэра крупного города и т. п.). Типичным представителем этой категории можно считать министра обороны (в первые годы администрации Никсона) М. Лэйрда, бывшего перед назначением на этот пост членом палаты представителей от одного из округов штата Висконсин;

- вовлеченные в политическую деятельность ученые - представители как естественных, так и общественных наук; они попадают на высшие государственные посты, как правило, непосредственно по рекомендации наиболее элитных представителей финансовой олигархии (как это, например, имело место при назначении Киссинджера и З. Бжезинского), либо путем чередования научной и правительственной карьеры, в ходе которой они также устанавливают тесные личные отношения с лидерами "большого бизнеса"; к последним, помимо уже упоминавшегося выше Шлесинджера, может быть отнесен, например, министр обороны в администрации Картера Г. Браун, который до назначения на этот важнейший пост успел побывать профессором физики Калифорнийского университета (Беркли), министром ВВС, президентом Калифорнийского технологического института, советником американской делегации на советско-американских переговорах по ограничению стратегических вооружений и др.; помимо значительных неформальных связей с "большим бизнесом" Браун состоял и в советах директоров "ИБМ", английской "Таймс-Миррор компани" и др.

Советский исследователь, который обра-

стр. 161


тится к книге Берча, естественно, не примет его методологических, идейно- политических позиций. Вместе с тем эта работа содержит большой материал для характеристики классовых корней американской политической элиты, связей между монополистической верхушкой и высшим эшелоном исполнительной власти США. Автор не идет дальше констатации наличия этих связей. Он уходит от принципиальных обобщений собранного им фактического материала, свидетельствующего помимо его воли о классовой природе американской политической системы, служащей интересам монополий.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Ф-БЕРЧ-ЭЛИТЫ-В-АМЕРИКАНСКОЙ-ИСТОРИИ-ОТ-НОВОГО-КУРСА-ДО-АДМИНИСТРАЦИИ-КАРТЕРА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. А. Кокошин, Ф. БЕРЧ. ЭЛИТЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ (ОТ "НОВОГО КУРСА" ДО АДМИНИСТРАЦИИ КАРТЕРА) // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 01.04.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Ф-БЕРЧ-ЭЛИТЫ-В-АМЕРИКАНСКОЙ-ИСТОРИИ-ОТ-НОВОГО-КУРСА-ДО-АДМИНИСТРАЦИИ-КАРТЕРА (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - А. А. Кокошин:

А. А. Кокошин → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1245 просмотров рейтинг
01.04.2018 (2210 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
8 часов(а) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
4 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
6 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
12 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
14 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
15 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
17 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
19 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
19 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
22 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Ф. БЕРЧ. ЭЛИТЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ (ОТ "НОВОГО КУРСА" ДО АДМИНИСТРАЦИИ КАРТЕРА)
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android